южная стена в кронштадте

communitylost_fortresses

Забытые крепости ХХ века

Фортификация ХХ века и не только

nEkA4TpXzME

Итак, как уже говорил, мы шли в Кронштадт из 1-го Северного форта. (О посещении этого укрепления я писал здесь: Посещение 1-го Северного форта ) Несмотря на начало января, остров встретил нас зеленой травой. Близость моря замедляет приход морозов, зима здесь начинается еще позже, чем в Петербурге, где с ней тоже происходят значительные задержки.

TD

Тут случился приятный эпизод: мы дошли до пешеходного перехода напротив автобусной остановки, а там как раз подошел автобус. До зеленого света было почти две минуты, и он бы ушел, а следующего ждать минут 15-20. Но одна из наших туристок помахала руками, и автобус нас милостливо ждал все эти две минуты, пока не загорелся зеленый! Очень мило со стороны водителя, а также терпеливых пассажиров, которые не стали ругаться, а тоже ждали.

Вышли на остановке «16 квартал». Она расположена прямо перед крепостной стеной. Но сначала мы переходим ров крепости, который защищал подступы к стене.

Но не будем грустить, пойдем к тому, что окультурено и доступно. Стена крепости, обращенная к врагу, который мог бы наступать с западной части острова, если б ему удалось там высадиться.

0DLtlcrT Y

U9MwhLLddgQ

yKDgKvGCAi4

sK9GNE0Nf5M

kYF0vTtuQ 0

EbCuliKX3uc

Чего только не найдешь внутри исторических памятников.

P2La2337dc0

Наша группа идет по темным коридорам внутри стены, навстречу неизведанному.

zfGom zmGw

Ход в стене повернул налево.

ktPgUJ3Mc s

Скоро ход закончился тупиковым помещением, из которого куда-то вели две дверки, заваленные песком. Раскапывать мы не стали.

Oh ByVqcm6k

GaYhtn9lfEU

А ныне можно бахнуть лишь по чьим-то огородам и складам, которые здесь устроены у стен крепости. Видно, что бойницу закладывали чем-то, чтоб не сквозило, видимо внутри потерны хранили что-то ценное.

Драгоценное историческое наследие России. И просто место, интересное для тех, кто любит полазать, поисследовать. Детям, например, здесь очень нравится.

ForV2vXYYPA

c3OPvjkPqYc

e6AgTyOVw30

U8QLNelWsv4

Реконструированный участок стены. Совершенно не настоящий, но зато красиво, хоть можно показать иностранцам

d7WZzHqoEfg

Можно зайти во двор.

EYteBQUhdI8

А дальше стена в натуральном состоянии

q05QAM9pNK4

Разрушается. обтянули сеткой, чтоб кирпич не падал сверху. Но процесс разрушения это не остановит.

Дальше часть стены снаружи огорожена уродливым забором. Состояние стены печальное

l13iHAChNMA

Еще фрагмент стены. Снова видим бойницы, а также проход между разными арками стены.

19nWouswkeg

6DweH70en2c

Стало темнеть, поэтому мы пошли смотреть центр Кронштадта. Прошлись вдоль Адмиралтейства. Увидели полуразрушенные помещения складов. Их содержимое грузили прямо на небольшие корабли, заплывавшие в канал

zOSQLjwt Ys

7KpJscZ KZw

Полюбовались на Морской собор.

OBWPMlRvWtA

И на Макаровский мост.

l4Op3 LsZTQ

На новогодние гирлянды, стоящие там, где летом бьет фонтан. А ограда фонтана сделана в виде старинной крепости с бастионами. Такой была Кронштадтская крепость вначале, такой была и наша Петропавловская крепость в Петербурге.

cSJY6KN7w6U

Источник

Кронштадтская крепость, Кронштадт. Как добраться, экскурсии, часы работы, фото

Расположенная в городе Кронштадте военно-морская крепость относится к памятникам Российской архитектуры XVIII — XIX вв. Кронштадт основан российским императором Петром I и расположен на о. Котлин в Финском заливе. В исторических летописях он известен также как Рутусаари или Рычард.

Как добраться до Кронштадтской крепости

Кронштадтская крепость (Кронштадт расположен в Ленинградской области в 51 км от г. Санкт-Петербурга) доступна для посещения только при помощи автомобильного или водного транспорта.

Из Питера в Кронштадт от конечных станций метрополитена имеется несколько автобусных маршрутов:

Маршрут Начальная г. С.-Петербург/конечная остановка г. Кронштадт В пути (мин.) Интервал движения (мин.) Цена билета (руб.)
Авт. 101, К-101 ст. м. Ст. деревня/ ул. Гражданская 50 10-15 от 50
Марш. такси 510 ст. м. Ст. деревня/ Кронштадтское шоссе, дом 38 50 10-15 79
Марш. такси 407 ст. м. «Просп. Просвещения»/ ул. Гражданская 55 20-25 79
Марш. такси 405 ст. м. Черная речка/ Ленинградская пристань 50 мин 15-20 79

Туристические агентства дают возможность воспользоваться специальными экскурсионными автобусами.

По самому Кронштадту перевозки осуществляют автобусы № 2, 3, 175.

Можно также воспользоваться и водным транспортом с учетом того, что билеты продаются только в обе стороны:

Судно, причал Отправление из СПб/ из Кронштадта Время в пути Стоимость проезда
Метеор. г. С.-Петербург, Университетская наб., 3, причал Кунсткамера/прич. Зим. Пристань, г. Кронштадт Чт.-вс.,

12:30 ч/16:45 ч. 1 ч 15 мин. Взрослый билет 2000 руб., льготный – 1700 руб., детский – 1000 руб. Катамаран. г. С.-Петербург, Сенатская пристань (Английская наб.,2) / прич. Зим. Пристань, г. Кронштадт Сб.,

10:00 ч/14:15 ч. 1 ч 15 мин. Для взрослых – 2500 руб., со льготами – 1900 руб., детям – 1200 руб.

На частном автомобиле или такси можно добраться следующим образом:

При движении лучше всего воспользоваться GPS навигатором (59.996322, 29.766704).

План крепости

Кронштадтская крепость (Кронштадт образовался именно вокруг крепостных укреплений) в плане напоминает неправильный четырёхугольник. Северная сторона укреплений закрыта Северными оборонительными казармами, некоторые из них с полубашнями (1831-1871 г. постройки), а также Северным валом.

Западная сторона составлена из корпусов Цитадельной и Кронштадтской оборонительных казарм, иначе называемых 1-й и 2-й Западными, эскарповая стена, перед ней ров Кронверкского водного канала, с северного и южного направления перекрытый батардо (временными плотинами).

kronshtadtskaya krepost kronshtadt 1Кронштадтская крепость, Кронштадт как пройти и не заблудится, план крепости

С востока крепость защищена зданием Восточной казармы. С моря защита крепости осуществляется артиллерийскими батареями, размещенными на молах. С южного направления укрепление образовано стенами судовых гаваней.

Краткая история крепости

На немецком языке Кронштадт означает город-корона. Он оправдывает название тем, что его стратегическое положение позволяет осуществлять контроль за судоходством в акватории Финского залива. До XVII в. остров составлял часть Новгородской губернии, которой приходилось на договорных началах. Однако, на основании Столбовского мирного договора 1617 г. был присоединен к владениям Швеции. Так было до того момента, пока Петр Великий не обеспечил России выход к Балтийскому морю.

С тех пор основными историческими вехами Кронштадта стали:

Деревянная крепость

Получив выход к Балтике, царь Петр I приступает к строительству г. Санкт-Петербурга, но опасается внезапного вторжения шведов и решает построить форт, который бы защищал вход в современную Невскую губу, — крепость на отмели у острова Котлин. kronshtadtskaya krepost kronshtadt 2

Работы начинаются в январе 1704 г., через год деревянный форт на ряжевом фундаменте построен. Первоначально форт получил название Кроншлосс, затем переименованный в Кроншлот (Коронный замок).

Весной этого же года шведами была предпринята попытка вернуть утраченный остров. Однако подошедшие к острову шведские корабли были встречены шквальным огнем Российских береговых батарей и вынуждены были ретироваться. С этого момента Котлин навсегда остался во владении Российской Империи.

Почти через 20 лет, в апреле 1723 г., Петр I решает начать строительство центральной крепости на о. Котлине. Закладка Кронштадтской крепости состоялась 7 октября 1723 г. В первоначальном варианте западные укрепления Кронштадтской крепости составляли 6 бастионов.

Названия им были присвоены в соответствии с наименованиями гвардейских полков:

Восточную часть планировалось укрепить 2 бастионами, а еще 4 возвести на северной стороне.

В 1729 г. возведены северные укрепления, а в 1732 г. шторм уничтожил плотины и укрепления с запада. Северные оборонительные сооружения закончили отстраивать к 1734 г. При Елизавете I, которая выделяла значительные средства на содержание крепостей на Балтике, в 1739 г. завершили строительство ограды восточной части крепости, изменили профиль флангов, начали сооружение морских батарей.

Неоднократно поднимался вопрос о замене дерево-земляных конструкций на каменные, но денег в казне государства постоянно не хватало. В 1734 г. осуществили первую, опытную, попытку замены деревянных конструкций гаваней на каменные.

Каменная крепость

В 1781 г. Екатерина II распорядилась о начале строительства каменной гавани в Кронштадте. К 1791 г. выполнили надстройку из камня восточной торцевой и частично южной оградительных стенок в Военной гавани, южной и западной — в Купеческой гавани, оборудовали половину мола в Кроншлоте. Далее планировалось построить за Купеческими воротами каменные стены. kronshtadtskaya krepost kronshtadt 3

Летом 1797 г. каменную «рубашку» гавани удлинили на 73 м, параллельно возводя каменный бруствер (на 150 м). Попутно возводились деревянные сооружения, оборудовались батареи на северной и южной сторонах. Летом 1809 г. деревянное укрепление Рисбанк облицевали кирпичом, который буря снесла его в море.

Нашествие Наполеона остановило каменное строительство в Кронштадте, а к 1814 г. обнаружили, что верхняя надстройка цитадели разрушилась.

На ремонт крепости в 1816 г. выделили более 70 тыс. руб. Работы по реконструкции Кронштадтской крепости в Кронштадте шли на протяжении длительного времени.

Восстановление крепости

7 ноября 1824 г. при катастрофическом наводнении, когда уровень воды поднялся на 3,5 м, остров был затоплен практически полностью, погибли многие солдаты, а также почти сотня жителей города.

Разрушения Кронштадтской крепости:

Большинство пушек было смыто в морскую пучину. Сначала приступили к восстановлению гаваней и морских сооружений, а затем уже и самой крепости. За 1825—1840 гг. крепостная ограда полностью восстановлена и перестроена. kronshtadtskaya krepost kronshtadt 123

В 1826 г. в целом ликвидировали последствия наводнения. На протяжении всех последующих лет Кронштадтская крепость Кронштадта изменялась, реконструировалась в зависимости от требований времени, но всегда оставалась неприступной для врага.
Современное состояние

Кронштадт почти 300 лет был закрытым городом, поскольку имел стратегическое значение. Свою самую сложную осаду Кронштадская крепость выдержала во время ВОВ, без ее мощной артиллерии Ленинград бы мог не выстоять.

После войны Кронштадт оставался основной базой ВМФ на Балтике до 1996 г., а уже затем стал больше туристическим объектом, хотя всеобщее нарекание вызывает содержание историко-архитектурных памятников. Большинство объектов крепостной архитектуры находятся под охраной государства.

Кронштадская крепость (Кронштадт в настоящее время реализует проект Остров фортов, предполагающий масштабную реконструкцию всех историко-архитектурных памятников города) со своими укреплениями является популярным туристическим объектом. По острову проложены экологические маршруты, установлены информационные стенды.

Форты Кронштадта

Описание фортов:

Достопримечательности крепости

Кронштадская крепость (Кронштадт на сегодняшний день утратил свое военно-стратегическое значение) доступна для свободного посещения и имеет множество интересных мест для осмотра.

Музеи составляют основу туристической инфраструктуры:

Памятники Кронштадта

Самые знаменитые памятники города:

Описание и часы работы музея

Музейный комплекс под названием Кронштадтская крепость является филиалом ЦВММ, к которому относятся Кронштадтский Морской собор на Якорной площади, Итальянский дворец и Артиллерийская площадка (Якорная площадь, 1).

Музей открыт с 10:00 ч. до 18:00 ч, ср.- вс.
Выходные — пн., вт.

Комплекс мортирных батарей Кронштадтской крепости

С 2016 г. комплекс входит в число памятников культурного наследия, его объекты включают:

Все сооружения дошли до сегодняшнего дня без существенных повреждений. Сейчас на базе мортирных батарей строится парк Патриот, На Южной батарее — арбалетный и стрелковый тиры, перед батареей Демидов воссоздана железная дорога.

Экскурсии и цены

В летний период многие туристические компании Санкт-Петербурга организуют экскурсии в Кронштадт морским путем (на Метеорах) и на автобусах, а также, сочетая пешие экскурсии с морскими.

Наиболее популярны групповые экскурсии:

Также популярны комбинированные экскурсии, например, по маякам с посещением одного из фортов (Милютина или форт Александра І) — 2000 руб./чел.

Можно заказать любую индивидуальную экскурсию в зависимости от пожеланий экскурсантов, например, экскурсию на мотоцикле из С.-Петербурга в Кронштадт с посещением всех наиболее интересных достопримечательностей Кронштадской крепости. Цена ее стартует с 4000 руб./чел.

Источник

Кронштадтская крепость — памятник архитектуры и истории

Фотографии

1024px oboronitelnaya stena g.kronshtadt 1024px kronshtadt krepostnaya stena u peterburgskih vorot. leto

Комплекс всех оборонительных сооружений в Санкт-Петербурге и его окрестностях представляет собой памятник фортификационного искусства мирового значения. Во многих странах такие фортификационные сооружения находятся под охраной государства, входят в перечень объектов мирового наследия Юнеско.

Кронштадтская крепость — памятник архитектуры и истории XVIII—XIX веков, является объектом культурного наследия народов РФ федерального значения. Оборонительные сооружения крепости Кронштадт, а также исторический центр Санкт-Петербурга и расположенные в нём комплексы памятников, включены в число объектов всемирного наследия.

Сегодня можно увидеть Северный вал крепости в центре Кронштадта, протянувшийся вдоль улицы Восстания. В целом, Кронштадтская крепость обладает богатой историей, с которой стоит ознакомиться всем любителям подобного военного раритета.

Предыстория крепости в Кронштадте

С XVIII века оборона Санкт-Петербурга со стороны моря обеспечивалась ряжевой, каменной и свайной преградами — кронштадтскими фортами, находившимися как на естественном острове Котлин, так и 17-ю фортами на искусственно насыпанных островках.

Постоянные угрозы нападения на государство ускорили развитие корабельной артиллерии и процесс создания адекватных средств защиты. В связи с этим, в первую очередь, строились самые необходимые, но не рассчитанные на долговременное использование, оборонительные деревоземляные сооружения, что позволяло выиграть время и существенно снизить затраты.

Если по тактическим соображениям оказывалось целесообразным дальнейшее использование какого-либо укрепления, тогда по прошествии времени проводились работы по его дальнейшей модернизации.

Строительство крепости в Кронштадте началось спустя 20 лет после того, как начали сооружать кронштадтские форты, и завершилось в конце XIX века. Образованная этими фортами Кронштадтская крепость поддерживалась в отношении обеспечения всем необходимым из укреплённого города Кронштадт, который был ключевым оборонительным сооружением Кронштадтской крепости.

Закладка Кронштадтской крепости

В 1721 году император Пётр I утвердил генеральный план строительства крепости на острове, в который входил и план застройки самого Кронштадта. Предполагалось окружить город крепостной оградой бастионного начертания с запада, севера и востока. С южной стороны Кронштадт нужно было защитить стенками гаваней.

Закладка крепости состоялась 18 октября (7 по старому стилю) 1723 года. Она была произведена лично Петром Великим и тогда же крепость получила название — Кронштадт. Фронты крепостной ограды расположили по системе Кегорна. Грунт добывали вручную на материке и строили насыпь, затем поверх неё сооружали стену и расставляли пушки. Также строили башни и казармы.

Крепость и город Кронштадт

На вооружении крепости состояло 358 пушек, 11 гаубиц и 19 мортир, из них 257 орудий защищали фарватер. В гарнизоне числились 71 офицер и 2664 нижних чина. Логистические задачи решали путём строительства каналов и доков, после чего город стал первоклассной верфью.

Были отведены участки для постройки жилых домов: для рядовых граждан — площадью в 6 соток, для знатных — той же длины, но шириной, выбираемой по желанию.

Крепость, Кронштадт и Миних

После императора Петра I практически всеми работами в крепости руководил российский генерал-фельдмаршал немецкого происхождения Бурхард Кристоф Миних. Он управлял укреплением вплоть до своей отставки в 1740 году.

В 1727 году император Пётр II, переехавший со своим двором в Москву, назначил Миниха правителем Санкт-Петербурга. В это время Бурхард Кристоф Миних вёл интенсивное строительство в Петербурге, Выборге и Кронштадте.

С того же года Миних как «Обердиректор над фортификациями Российской империи» был подчинён непосредственно Военной коллегии. И он разработал новый штат российских крепостей, где особое внимание было уделено Кронштадту.

В 1734 году начались работы по замене деревянных ограждений гаваней на каменные. Но через 3 года эти работы были приостановлены из-за нехватки строителей и, к тому же, начавшейся войны с Турцией.

Каменная крепость в Кронштадте

Буря, обрушившаяся на город в октябре 1757 года, нанесла значительный ущерб укреплениям Кронштадта. Снова встал вопрос о начале каменного строительства. Однако опять произведённый расчёт затрат показал, что использовать дерево будет в 20 раз дешевле, что отсрочило работы в камне на более, чем четверть века.

Лишь 5 апреля (25 марта по старому стилю) 1784 года адмирал Грейг подписал план устройства Адмиралтейства в Кронштадте. Авторитетная комиссия рассмотрела его по указанию императрицы Екатерины II.

И 29 (18) января 1785 года государыня подписала рескрипт, согласно которому Грейгу поручалось начать перевод Адмиралтейства из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Заслуга Грейга состоит в том, что составленный им план во многом определил и ход застройки Кронштадта служебными и жилыми зданиями, складами и госпиталями.

Наконец, в Кронштадтской крепости стартовало каменное строительство. Также были проведены работы по углублению гавани. В качестве рабочей силы использовали заключённых.

Наводнение и восстановление крепости

Но 7 ноября 1824 года Кронштадтская крепость почти перестала существовать из-за катастрофического наводнения. Вода заполнила всю поверхность острова, за исключением нескольких возвышенностей за пределами города.

Стихия обрушилась внезапно и уничтожила укрепления крепости, вооружение было смыто волнами. Хуже всего, погибли многие солдаты, не снятые с постов. Тогда инспектор Инженерного департамента, создатель Генерального штаба русских вооружённых сил, граф Сухтелен срочно создал проект городских каменных укреплений.

Срочные восстановительные работы велись круглосуточно. Ими руководил инженер-подполковник Львов. В основном, работы закончились к лету 1826 года. В 1827 году был заново утверждён план города, который мало чем отличался от старого.

Начало формирования комплекса мортирных батарей Кронштадтской крепости было положено в конце Крымской войны, в 1856 году. На южном берегу острова в то время построили береговую батарею № 9. При СССР батареи не использовались по прямому назначению.

В сооружениях мортирных батарей № 1 и № 2 разместили объекты ПВО Краснознаменного Балтийского флота. Позже мортирные батареи Кронштадтской крепости были определены под склады. В настоящее время комплекс освобождён и не используется.

Современность крепости и памятники

В центре Кронштадта сегодня можно увидеть Северный вал крепости, расположенный вдоль улицы Восстания. По улице Зосимова сохранились казармы и до Кронштадтских ворот тянется исторический земляной вала. Эти дошедшие до нас, пусть небольшие фрагменты старинной Кронштадтской крепости, весьма впечатляют.

В список охраняемых памятников истории и архитектуры вошли следующие сооружения на улице Восстания: эта оборонительная стена, северные оборонительные казармы № 1—5, северные полубашни № 1—3.

На улице Зосимова памятниками являются западные оборонительные казармы № 1—2, а также земляной вал, оборонительный ров, эскарповая стена, южное и северное батардо вблизи Кронверкского канала.

Включены в охраняемые объекты наследия — защитная плотина № 1, восточная оборонительная казарма и северо-восточная башня на улице Мануильского, здание гауптвахты на Ленинградской улице.

Сохранились до настоящего времени в западной части острова Котлин мортирные батареи Кронштадтской крепости. Этот комплекс является объектом культурного наследия. В соответствии с распоряжением Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) от 18 октября 2016 года «Комплекс мортирных батарей Кронштадтской крепости», вошёл в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

В комплекс входят следующие объекты: батарея «Демидов» с казематом для керосинового двигателя и дальномерным павильоном и южная мортирная батарея 1902—1905 годов постройки, а также Южный дальномерный павильон и Северный дальномерный павильон, сооружённые оба в 1909 году.

Ещё включены: мортирная батарея № 1, 1893-1897 годов постройки, её северный и южный дальномерный павильон, возведённые в 1902 году. Минная станция 1905 года и мортирная батарея № 2, 1902-1906 годов постройки, тоже являются объектами культурного наследия.

Музей «Кронштадтская крепость»

Музей был основан в 1980 году и на сегодняшний день насчитывает около 2500 экспонатов. Он является филиалом Центрального военно-морского музея министерства обороны РФ.

Бонус: форты Кронштадта и Петербурга

Форты Кронштадта и Петербурга уникальны тем, что здесь на сохранившихся объектах можно проследить ход всё ускоряющегося соревнования между средствами нападения с моря и защиты от него, между совершенствованием фортификации и прогрессом в создании артиллерийских систем как с целью обороны, так и её преодоления.

Самый главный факт состоит в том, что это соревнование длилось более 200 лет, в течение которых оборона Петербурга ни разу не была прорвана. Форты Кронштадта и Санкт-Петербурга, комплекс долговременных оборонительных сооружений, возводились на территории города и в его окрестностях с целью защиты столицы Российского государства от нападения со стороны моря с 1704 года до войны 1914 г.

Источник

Adblock
detector