- Икона Божией Матери «Знамение»: история, молитвы
- Икона Божией Матери «Знамение»
- История иконы Божией Матери «Знамение»
- Иконография
- Тропарь, глас 4
- Кондак, глас 4
- Молитва
- Чтимые чудотворные списки с иконы
- Знамение Богородицы
- Зна́мение Пресвятой Богородицы. История праздника
- Богослужение. Тропарь, кондак и канон празднику
- Иконы Богородицы «Зна́мение»
- Храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы на Руси
- Старообрядческие храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы
- Икона Богородицы Знамение
- Празднование
- История
- Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение» [1] нашей религиозности
Икона Божией Матери «Знамение»: история, молитвы
Икона Божией Матери «Знамение» — почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье!
Икона Божией Матери «Знамение»
Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.
История иконы Божией Матери «Знамение»
Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.
Иконография
Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4
Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.
Молитва
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
Чтимые чудотворные списки с иконы
«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря
«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).
«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.
«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.
Вы прочитали статью Икона Божией Матери «Знамение»: молитвы и чудеса. Читайте также:
Источник
Знамение Богородицы
10 декабря (27 ноября по старому стилю) Церковь вспоминает Зна́мение Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде во время осады его суздальским войском. Иконы Богородицы «Знамение»появились на Руси в XI — XII веках и являются одними из наиболее почитаемых богородичных икон. Называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
Содержание
Зна́мение Пресвятой Богородицы. История праздника
В XII веке обострился конфликт между Новгородом и Суздальским князем Андреем Боголюбским. Вот как говорит об этом летопись:
Двиняне не хотяху дати дани Новгороду, но предавшеся Великому Князю Андрею Юрьевичу, в Суздале тогда державствующу. Новгородцы отправили на Двину отряд требовать законной дани. То слышав Андрей, посла на них полк свой, который Новгородцы разбили на Беле озере.
Союзниками Андрея Боголюбского, по слову летописи, было 72 князя: смоленский, рязанский, муромский, полоцкий, переяславский и другие. Во главе войск заболевший Андрей поставил своего сына, Мстислава. В феврале 1170 года суздальцы с союзниками подошли к Новгороду, грабя и разрушая села, захватывая жителей в плен. Переговоры о мире были безуспешны, началась осада. Суздальцы были настолько уверены в победе, что заранее разделили для грабежа новгородские улицы.
Защищали Новгород посадник Якун (Ияков) и молодой князь Роман Мстиславич. Новгородцы, видя бесчисленных врагов, могли надеяться только на Божию помощь. Днем и ночью во всех храмах жители города возносили молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице, прося о помощи и заступлении. Архиепископ Иоанн непрестанно молился несколько дней и на третью ночь услышал Божие повеление взять икону Богородицы, находившуюся в храме на Ильинской улице, и нести ее на городские стены.
Наутро духовенство и народ направились крестным ходом в указанный храм. Архиепископ Иоанн взял икону Богородицы, понес на городские стены и поставил напротив нападавших, но суздальцы не только не смягчились, а усилили приступ. Тучи стрел полетели на новгородцев, и одна стрела попала в лик Богородицы. Внезапно икона отвернулась от неприятеля, и новгородцы увидели, что из глаз Богородицы текут слезы! В тот же момент суздальцев охватил ужас, они в помрачении стали поражать друг друга. Новгородцы, воодушевленные знамением от иконы Богородицы, вышли из города и разбили врагов. Многих взяли в плен, а спасшиеся бегством гибли от холода, голода и болезней в разоренных ими же новгородских землях.
После чудесного избавления Новгорода от многочисленного неприятеля архиепископ Иоанн установил праздник Зна́мения Пресвятой Богородицы. Загадочным образом праздник был перенесен с 25 февраля, дня победы новгородцев над суздальцами, на 27 ноября. По одной из версий, это произошло потому, что 25 февраля приходится на дни Великого поста. По другой — дата 27 ноября была выбрана потому, что в этот день были именины Якуна (Иякова) — новгородского посадника, защитника города.
Чудотворную икону вернули в Спасо-Преображенский храм на Ильиной улице, где она и находилась прежде. В 1356 году для нее построили собор Зна́мения Пресвятой Богородицы. В советские годы икона находилась в Новгородском музее-заповеднике. В 1980-е годы специалисты проводили ее реставрацию и обнаружили на доске следы от наконечников стрел, одна из ран находится над левым глазом Богородицы. Образ много раз поновляли. В 1527 году митрополит Макарий реставрировал его и украсил окладом. В настоящее время от изображения XII века остались лишь несколько крупиц краски и фигуры апостола Петра и мученицы Наталии на обороте (икона двусторонняя). Лик Богородицы специалисты датируют XVI веком. В настоящее время икона находится в Новгородском Софийском соборе.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, от которой явилось знамение в Новгороде. Середина XII века
Богослужение. Тропарь, кондак и канон празднику
Богослужебные тексты праздника Зна́мения Пресвятой Богородицы так говорят о событиях 1170 года:
Стрело́ю стрели́вших неразу́мне, о́бразу Твоему́ Пречи́стая, богора́нною стрело́ю тех уязви́, не то́кмо сердца́, но и душа́. И исто́чник честны́я ико́ны Твоея́ тем неутеши́мыи плачь наведе́. Нам же лю́дем Твои́м ра́дость ве́лию сотвори́ ико́на Твоя́ Пречи́стая Ма́ти Сло́ва. Ея́ же ра́ди спаси́ душа́ на́ша
(Неразумно стрелявших в Твой образ, Пречистая, Ты ранила Божией стрелою, не только сердца их, но и души. И Твоя икона, которой мы воздаем почести, стала для них источником неутешимого плача. Нам же, Твоим людям, радость великую сотворила Твоя икона, Пречистая Мати Слова Божия (Христа). Ради нее спаси души наши).
Библиотека Русской веры
Тропарь, глас 4.
Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4.
Честнаго образа Твоего зна́мение, празднующе людие Твои, Богородительнице, им же дивную победу на сопротивных граду Твоему даровала еси, верою взываем: радуися Дево христианом похвало.
Иконы Богородицы «Зна́мение»
Икона Зна́мение Пресвятой Богородицы относится к иконописному типу «Ора́нта» (от лат. orans — молящийся). Такие иконы существовали еще в IV-VI веках в Риме и Византии, а на Руси они появились в XI-XII веках.
Богоматерь Знамение. Сербия, XIII в. Монастырь Сопочаны
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу с молитвенно поднятыми руками; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Младенец.
Икона Божией Матери «Знамение». 1-я пол. XIII в. Копия чудотворной иконы. ГТГ
Икона Знамение, с чудесами. Конец XVII века. Кострома
Богоматерь Знамение. Россия. Конец XVI века
Интересно, что позднее, в XV веке, возникла икона об этой иконе. Она называется «Чудо от иконы Зна́мения (битва новгородцев с суздальцами)». В верхней части изображаются новгородцы, идущие крестным ходом с образом Зна́мения Пресвятой Богородицы. В середине изображены переговоры о мире и начавшаяся затем битва; множество стрел летит в икону Богородицы, находящуюся на городской стене. В нижней части изображено новгородское войско под предводительством святых князей Бориса и Глеба, великомученика Георгия и ветхозаветного вождя еврейского народа Исуса Наввина (в шлеме). Над головами суздальских воинов, обращаемых в бегство, — ангел с мечом.
Икона «Чудо от иконы Зна́мения (битва новгородцев с суздальцами)». Вторая половина XV века. Новгород
Храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы на Руси
В селе Грушевка Судакского района (Крымский полуостров) между 1361 и 1381 г. была построена церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь необычного вида: из бутового камня сложено большое прямоугольное здание, украшенное скромными фронтонами, была многократно перестроена, но сохранила практически все свидетельства своей многовековой истории.
Храм в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы в с. Грушевка (Крым)
В 1625 году в честь Знамения Пресвятой Богородицы была освящена церковь Михаило-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском. Храм занимает южную сторону монастырского двора и имеет обычную для построек XVII века этого типа планировку и конструкцию. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой.
Знаменская церковь Михаило-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском
В честь Знамения Пресвятой Богородицы освящен храм в Москве, в Медведкове. Осенью 1612 года в разоренном в Смутное Время селе Медведково отслужили войсковой молебен перед решающей битвой с поляками за Москву под предводительством Димитрия Михайловича Пожарского и Кузьмы Минина. В память об этом событии в 1620 году на средства Пожарского была возведена первая деревянная шатровая церковь и для нее был отлит памятный колокол в честь освобождения Москвы. В 1634-1635 гг. в память о безвременно усопшем любимом сыне Федоре Пожарский распорядился заменить деревянную церковь на ныне существующий каменный шатровый храм, один из последних образцов этого стиля, поскольку вскоре церковной реформой Никона этот тип культовых построек был запрещен, как «не соответствующий чину».
Знаменская церковь в Москве, в Медведкове
В Москве на Знаменке существовал храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Первое упоминание храма датируется началом XVII века, при допросе приверженцев Лжедмитрия. Также известно, что один из колоколов церкви имел надпись «подаянием приходских людей», которая появилась в 1600 г. Знаменская церковь находилась на углу улицы Знаменка и Большого Знаменского переулка (Знаменка, вл. 17), которые получили название именно по этой церкви. Храм стал каменным в 1646 году, позже перестраивался в 1657 г., а сама колокольня была возведена через десять лет. В 1929 году церковь была закрыта, спустя два года и вовсе разрушена.
Знаменский храм в Москве
В честь Знамения Пресвятой Богородицы освящен престол церкви Рожества Богородицы в Волоколамске (1535 г.), церкви святителя Николы в Коломне (около 1530 г.), церкви Николы в Пскове (1500 г.) и Никольской церкви с. Верхний Мост Псковской области (1450 г.).
Старообрядческие храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы
Бывший изначально местночтимым, новгородский праздник Зна́мения Пресвятой Богородицы к XVI веку становится общерусским. Он весьма почитается и старообрядцами.
В 1720 году в честь Знамения Пресвятой Богородицы был освящен храм РПcЦ в Калуге. Церковь действовала до 1937 года, а в декабре 1941 года она оказалась в центре боев за освобождение Калуги от оккупации, но, Слава Богу, уцелела. В советское время храм использовался как склад текстильной продукции. В марте 1989 г. Калужский облисполком удовлетворил настойчивые ходатайства старообрядческой общины о предоставлении ей более вместительного молитвенного здания. 2 марта 1995 года церковь была освящена Преосвященнейшим Алимпием, митрополитом Московским и всея Руси. Основной храм решено оставить Знаменским, в честь Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде. Придел был освящен во имя святителя Николы.
Храм РПсЦ во имя Зна́мения Пресвятой Богородицы в Калуге
В с. Бобровка Республики Казахстан во имя Знамения Пресвятой Богородицы освящен храм РПсЦ.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Бобровка (РПсЦ)
В г. Оренбурге действует Знаменский храм РПсЦ. Кирпичный старообрядческий молитвенный дом передан общине староверов в 1892 году, после 1905 года перестроен. В 1931 году был закрыт. В 1993 возвращен РПсЦ и отремонтирован.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Оренбург
В с. Чуровичи Брянской области действует Знаменский храм РДЦ, построенный в 1870 году. Характерный для этого времени храм в русском стиле представляет собой подчеркнуто массивное купольное здание с крестообразной объемной композицией и ярусной колокольней. Здание церкви имеет пятигранную апсиду и цилиндрический световой барабан с большим куполом луковичной формы. К прямоугольной трапезной с запада примыкает высокая трехъярусная колокольня; над центром ее широкого нижнего яруса возвышаются четверик и восьмерик звона.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Чуровичи (РДЦ)
В честь Знамения Пресвятой Богородицы освящен храм ДПЦ в Санкт-Петербурге, в Рыбацком. Деревянный храм был заложен 9 мая 1882 года и освящен во имя Казанской иконы Божией Матери 1 ноября 1883 г. В 1887–1889 годах к церкви был пристроен просторный каменный притвор с колокольней. В конце 1920-х годов храм был закрыт, деревянная часть храма была разобрана. До 1961 года в здании церкви размещался склад артели «Нева». В том же году начаты богослужения. Здание в 1961 г. было передано православной старообрядческой общине беспоповцев Поморского согласия. Был произведен ремонт сохранившихся зданий и частично восстановлена разрушенная церковь, переосвящённая общиной в Знаменскую. С 1961 года в церкви возобновились богослужения.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург (ДПЦ)
Еще один храм ДПЦ в Санкт-Петербурге освящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в 1906–1907 гг. старообрядческой общиной Поморского согласия.
Храм во имя Зна́мения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (ДПЦ)
Источник
Икона Богородицы Знамение
Празднование
История
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение» [1] нашей религиозности
Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» употребляется в церковном языке в двух значениях:
как определенный тип иконы Божией Матери и
как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря (27 ноября по старому стилю). Отсюда и двойное название праздника в современном русском православном календаре: «[Чествование] иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году».
Икона изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно поднимающую Свои руки: на груди Ее, на фоне круглого щита, – благословляющий Божественный Младенец. Богоматерь изображена в полный рост (стоящей) или по пояс. Такое изображение относится к числу самых первых иконописных образов Пресвятой Богородицы – он обозначается латинским термином Оранта, Молящаяся – и олицетворяет Заступницу мира (в этом первом значении термин «Знамение», вероятно, связан с известным мессианским пророчеством, Ис.7:14). Иконы данного типа появились впервые на Руси в XI–XII вв. У нас эту икону стали считать заступницей от врагов, и это связано с прославлением чудотворной новгородской иконы в 1170 г. В связи с этим и возникло название «Знамение» в значении «знак милости со стороны Божией Матери».
Согласно рассказам летописей, в тот год соединенные силы удельных князей, владимиро-суздальцев, возглавляемые сыном Андрея Боголюбского, осадили Великий Новгород. Дни и ночи молились новгородцы Господу, умоляя не оставить их в беде. На третью ночь архиепископу Иоанну был дивный голос, повелевающий взять из церкви Преображения образ Богоматери и вынести его на городскую стену. Во время перенесения иконы одна из стрел противника вонзилась в иконописный лик, и из глаз Богородицы потекли слезы. После такого Божественного знамения на врагов напал ужас, и они стали побивать друг друга. Вступив в бой, ободренные новгородцы победили.
Если быть исторически точным, то следует отметить, что само чудесное избавление новгородцев от врагов произошло 25 февраля, в среду второй недели Великого поста. Церковная же дата, 27 ноября юлианского календаря, возникла, как предполагают историки, потому, что, во-первых, праздновать такое событие в дни Великого поста неудобно; а, во-вторых, потому, что в этот день, вероятно, праздновал свои именины тогдашний новгородский посадник Якун (в крещении Иаков). Действительно, 27 ноября Церковь чтит память великомученика Иакова Персянина (421 г.).
Таким образом, праздник установлен в память одного из эпизодов кровавой и братоубийственной междоусобицы в раздробленной Киевской Руси, когда один «православный» князь шел на другого, и каждый из них призывал себе в помощь Христа и Богоматерь! (Если защищающиеся еще могли быть оправданы, то нападавшие подобными молитвенными призывами явно кощунствовали.) Эти постоянные распри ослабляли страну и были на руку монголо-татарам, поочередно разбивавшим войска неразумных князей-полуязычников, не желавших поступиться местническими амбициями и объединиться даже перед лицом этой «апокалиптической» опасности. Учредив этот праздник (праздник для новгородцев, но не для их противников!), во время которого мы вспоминаем, как не должны вести себя христиане, Церковь сделала его грозным предостережением всем последующим поколениям. К сожалению, урока этого знамения нам оказалось недостаточно, и Богоматерь вынуждена была попустить для нашего вразумления в начале XVII-го, а особенно в XX-м столетии такие ужасные «знамения», каких еще не знало человечество. Извлечем ли мы из них урок – «вот в чем вопрос»? Новые «знамения» могут стать последними в буквальном смысле этого слова.
Примечания
[1] На уровне исторической этимологии, «знак», евр. `oth, греч. сэмэйон (отсюда «семиотика» – наука о знаковых системах), лат. signum, – это боевой значок армии или подразделения (в древности такие значки заменяли воинские знамена); в переносном значении – некий символ, пророческий знак («знамение»), чудо, явленное через какое-либо знамение. Мы говорим (и творим) «крестное знамение» – это видимый знак (знамя!) христианина. Сам Христос – «знамение пререкаемое (сэмэйон антилегоменон»). Поэтому Своему «недоброму поколению» (или «роду лукавому»), упрямо требовавшему знамения, Христос дал только одно знамение – «знамение Ионы пророка» (Мф.12:38-40; Лк.11:29-30). Для уверовавших, «знамение Сына Человеческого» – Животоворящий Голгофский Крест. Воскресший Христос дал Своим верным множество знамений (Мк.16:17). Смотрите отличный коментарий этого термина в книге: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977 (и переиздания) (глава «Знак, знамя, знамение»).
Источник