яхта на балконе гвоздев

Как русский пенсионер построил яхту у себя на балконе и в одиночку совершил два кругосветных плавани

Есть люди, о которых просто необходимо хотя бы иногда вспоминать. Их жизнь и судьба столь необыкновенны, что хочется о них рассказать как можно большему количеству людей.

И эта история о человеке, который не просто любил море. Он просто жил мыслями о море и путешествиях. Он был настолько погружён в исполнение своей мечты, что построил на своём балконе яхту и отправился на ней в кругосветное путешествие.

15430438

Жил в Махачкале небогатый пенсионер, которого всё любили, называя народным адмиралом или просто дедушкой. Имя этого человек Евгений Александрович Гвоздёв.

Да, это он, без денег, в преклонные годы, осуществил мечту всей своей жизни. При ограниченном количестве денег, небогатом опыте яхтсмена, без иностранных разрешений, информационного шума, без крутых спонсоров, Евгений Александрович совершил несколько кругосветных путешествий.

15430439

Почему о нём так мало известно? Почему только яхтсмены с любовью и восторгом могут рассказать об этом человеке? А ведь Гвоздёв заслуживает народного признания!

Как у человека, который родился «в пинских белорусских болотах», могла поселиться в голове мечта о путешествиях? Генетики поспешат нас уверить, что в ДНК людей, которым не сидится на одном месте, есть «ген Колумба». Евгений знал: он «заразился» странствиями от книг.

15430441

Родился будущий мореплаватель в городе Пинске,11 марта 1934 года. Папа был арестован в 37-м, а мама погибла под бомбёжками. Как и многие дети войны, был предоставлен сам себе, хотя его и взяла на воспитание тётя.

С 15 лет оказался в Дагестане, где отучился в Астраханской мореходке. Евгений Александрович 35 лет работал на рыболовецких судах механиком. А жил со своей семьёй в Махачкале.

15430443

До кругосветного плавания механик самостоятельно тренировался на Каспийском море, всем известным своей коварностью и непредсказуемостью. Когда были отпуска, он десятки раз проплывал море вдоль и поперёк на своих маленьких судёнышках.

На фото «Гетан», первое судно Евгения Гвоздева

15430445

15430981

А откуда могут взяться деньги у обычного электромеханика на строительство хорошей яхты? Средств не было, зато были золотые руки и светлая голова.

Яхты Евгений строил из спасательных гребных шлюпок. В поисках необходимых материалов часто наведывался и на свалку. Он сам был и такелажником, и маляром, и плотником.

15430446

Гвоздёв всегда со смехом вспоминал: «Я владелец единственного в мире балкона, с которого яхты отправляются в одиночное кругосветное плавание».

Первый парусник с названием «Гетан», от первых букв фамилии и имён членов семьи, выгнали из порта Махачкалы. А через время на пляже его сожгли. Но, Евгений не расстроился, а стал хитрее, и с тех пор местом стоянки его яхт был собственный балкон.

15430450

Именно на «Гетане» он тренировался на Каспийском море. Отрабатывал на месте различные ситуации: что делать, когда шторм, как его переждать на якоре. Как попасть на судно, если выпал за борт.

Евгений не был авантюристом. Он был не из тех, кто шёл в океан без подготовки.

15430454

Каждую мелочь он дотошно проверял, составляя списки груза и снаряжения. А ведь такого набиралось ни мало, ни много, а больше 700 наименований! Также Евгений периодически протирал для дезинфекции всю яхту раствором спирта или марганцовки.

В начале каждого путешествия во время сна его ноги торчали из каюты: на крошечных судёнышках ему просто было мало места. Да и весил Евгений 85 кг при росте 181 см.

15430455

В те годы он только мечтал о кругосветном плавании. Ведь советские власти не выдавали разрешение на выезд, боясь, что мореплаватель сбежит за границу. Разрешения пришлось добиваться и ждать 15 лет!

15430456

Парусное судно для первого кругосветного путешествия Евгений увидел в «Поле чудес». Эта красавица была суперпризом в игре.

И он загорелся: именно такая и нужна! Евгений Александрович предложил себя заводу-изготовителю в качестве гонщика-испытателя яхты. Так и появилась у него «Лена».

15430457

Все документальные проволочки позволили выйти в кругосветное плавание из Новороссийска лишь 14 декабря. Из денег у него было только 200 долларов.

Мотор пришлось из-за тяжести оставить в яхт-клубе. Он сломал мачту, когда под Анапой попал в шторм. Навигатора не было! Ведь даже на бумажные карты на всё путешествие не хватило денег.

15430460

Но, отступать Евгений не стал: «Поверьте, что перейти океан не так уж и трудно, но вынести то, что вытерпел я на пути к океану, далеко не каждый сможет».

Из Стамбула Евгений Александрович прислал телеграмму, что берёт на себя всю ответственность и плывёт дальше. Что ему пришлось пережить в пути? Практически голод: трёхмесячный запас еды он растянул на 8 месяцев.

15430463

Он пересёк на своём маленьком судёнышке Панамский канал, Тихий океан, Таити, Новую Каледонию, Индийский океан, Сейшелы.

15430465

На этой картинке явно нет прохода через Панаму

15430529

это карта второго плавания

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Это карта второй кругосветки, на яхте «Саид».

Вот карта, где показаны маршруты обоих плаваний Евгения Александровича. Жёлтым цветом, маршрут «Лены».

15430731

Страшно было, когда его захватили сомалийские пираты и отобрали все припасы. От смерти его спасла русская речь. И полное спокойствие.

15430468

А потом Красное море, Суэцкий канал, Стамбул, Черное море, Севастополь. Так Евгений в 62 года завершил свое первое одиночное кругосветное плавание. Встретившие его дома друзья были поражены: выглядел мореплаватель куда лучше, чем перед началом путешествия! А яхту «Лена» он сдал назад её владельцам.

15430470

И снова пенсия. Диван — телевизор, политические новости — футбол. Это всё быстро надоело. И Евгений решил отправиться в следующее плавание. На это раз ему предложили роскошную, 7-метровую канадскую красавицу

15430472

Но! Стартовать нужно было в Канаде, и плыть под флагом этой страны. Недолго думая, Гвоздёв отказывается. Он не хотел стать изменником самому себе и своему принципу. Он хотел стартовать с российской территории и под её флагом. Это был не принцип, это была мечта

15430474

Хорошо, что и в Дагестане нашлись спонсоры. Им стал глава администрации Махачкалы Саид Амиров. Эту яхту Гвоздёв мастерил на балконе у себя дома, и назвал её «Саид».

15430476

Когда яхта была готова, её помогли спустить с балкона и 17 мая 1999 года он отправился во второе кругосветное плавание, которое продлилось 4 года.

15430477

Снова Черное море, Средиземное, Канары, Атлантический океан. В Гибралтаре яхтсмены-англичане подарили мореплавателю GPS.

Посмотрите небольшой видеоролик об это великом путешественнике Евгении Александровиче Гвоздеве:

hqdefault

Далее была Бразилия, Аргентина, Магелланов пролив. Яхта «Саид» стала самой миниатюрной из суден, когда-либо проплывавших через этот опасный пролив между Южной Америкой и Огненной Землей.

15430479

15430481

А то, что судно не было предназначено для океанских плаваний, у Евгения был свой ответ: «Ну, вы же всегда можете сказать, что выходите из Новороссийска в Керчь! А ведь в Керчь можно пойти и по прямой, и через Магелланов пролив. Это уж дело капитана».

Вот так и плавал этот капитан из Махачкалы и обратно через пролив Магеллана.

15430483

Евгений Александрович был ещё и преподавателем в детском морском клубе. Вместе с детьми строил яхты в подвале школы. И даже вырастил 4-ох капитанов дальнего плавания. А в 70 лет овладел Интернетом и с удовольствием на форуме «Катера и яхты» общался с такими же любителями моря, как сам.

15430485

DasKochet добавлю фото в полном формате.
Этот снимок сделан перед выходом в третью кругосветку, в порту Махачкалы.

15430618

После второй кругосветки, когда путешественнику стукнуло 74 года, он снова засобирался в море.

Это из воспоминаний его внучки, Ирины Гвоздёвой:
«Во время плаваний дедушка подвергал себя тяжелым физическим и душевным испытаниям, всегда на грани человеческих возможностей. На суше он отдыхал, восстанавливал силы. Но в периоды отдыха он начинал чувствовать себя «старым», напоминали о себе болезни и недуги, окружали бытовые проблемы, бюрократия, и дедушка тяготился этой уже непривычной городской жизнью, его опять тянуло в море, где все было просто и ясно».

15430489

На третью кругосветку Гвоздёву яхту уже подарили. Это судно было оснащено лучше прежних.

Но именно это путешествие оказалось для Евгения роковым.

15430491

В 2008 году после сильного шторма на неапольском пляже нашли яхту, а потом и тело самого Евгения.
Что случилось, до сих пор неизвестно.

15430492

Из Вики. Можно кликнуть на скрин.

15430628

Ирина Гвоздёва говорит: «Но теперь я понимаю, что дедушкиным намерением было не обогнуть земной шар в третий раз, а закончить свой жизненный путь в море, которому он посвятил всю свою жизнь».

15430498

hqdefault

Цитата
Что случилось ни кто не знает..

Ему было 74 года. Что случилось? Умер.

Хоть десяток лет дед в своей мечте прожил. Редко кому такое выпадает.

Сразу вспомнился В. Кунин, «Ай гоу ту Хайфа»

Источник

Я устал, но мне не надоело

Page Summary

НЕИЗВЕСТНЫЙ ГВОЗДЕВ

« previous entry | next entry »
Mar. 13th, 2013 | 03:06 pm

11 марта Евгению Александровичу Гвоздеву, знаменитому путешественнику и яхтенному капитану, исполнилось бы 83.

113771 600
Фотография яхты, висящей на балконе, стала известной. Мне казалось, это забавно — яхта на балконе. Гвоздев жил в соседнем дворе, то есть он там жил, когда был на суше. Приходил к папе в смешной старой шапке, они говорили о подготовке к очередному плаванию. О том, к кому еще можно обратиться за помощью, о том, кто уже отказал, о том, кто дал сто долларов. И это тоже казалось забавным. Было ясно, что Гвоздеву не очень-то уютно среди кучи людей. И еще ему очень с ними неинтересно. И что он ждет не дождется, когда окажется один на водной глади.

Я мерила его яхту шагами и понимала, что с ума б сошла на ней через три часа. Что это не яхта, это фанерная кровать с парусом и мотором. Причем кровать тесная и холодная.

Потом Гвоздев «уходил». И папе приносили толстые конверты с огромным количеством марок и штампиков. Внутри были рукописные письма. При виде конверта папа сначала облегченно вздыхал, еще не читая. Потом читал, перечитывал, смеялся и цитировал, повторял: «Антананариву, ты представляешь где это?». Я пыталась, но воображения не хватало, чтоб представить Гвоздева в бороде и смешной шапке — в Антананариву. На столе лежал брусок — спрессованная каша из армейского пайка. Мы смотрели на кирпично-твердый брусок, крутили в руках, принюхивались и думали — а ведь Гвоздев сейчас где-то такое ест.

Вести о том, что его ограбили пираты у берегов Африки, о том, что о нем пишут газеты по всему миру (цветные газеты были вложены в письма), о том, что еда кончилась и ему пришлось побираться. В общем, все это тоже казалось забавным. Абстрактным.

Потом он погиб в третьей кругосветке. У яхтсменов всех стран случилась истерика и траур. Папа не справился с этой информации до сих пор.

А я увидела все эти цифры и факты. И поняла, что случайно соприкасалась с кем-то совершенно необыкновенным. Абсолютно уникальным. В чем то сверхчеловеком. Которому хотелось плыть и плыть. Но плыть почему-то именно под российским флагом.

Просто перечислю все эти уму непостижимые вещи. Может кто-то вместе со мной перестанет считать забавным, что такого человека как Евгений ГВОЗДЕВ мало кто знает на родине в Дагестане. И на родине в России. У нас ведь другие официальные путешественники. Например, в «Клубе путешественников» (тогда он еще был) отказались делать про него сюжет, сказав, что сосредоточены на Конюхове.

— Гвоздев ушел в первое кругосветное плавание в возрасте 58 лет, во второе — в 65, а в третье, неоконченное и последнее, — в 74, и вернул Россию в клуб стран, яхтсмены которых совершили одиночные кругосветки.

— До 1991 года он, электромеханик Дагрыбхолодфлота, проводил отпуска в бесконечных походах по Каспию — вдоль и поперек, по часовой стрелке и против нее, летом и зимою. — Яхты были самодельные, а тренировки жестко профессиональные. С суровыми ограничениями по еде и питьевой воде. Всего в одиночных и коллективных походах Евгений Александрович пересек непредсказуемый Каспий более пятидесяти раз.

Первое путешествие (1992-96) Е.Гвоздев совершил на шверботе класса «микро» длиной 5,5 метра; второе 1999-03) на своей крохотной яхточке длиной 3,7 метра, вообще не поддающейся классификации с точки зрения безопасности. Она подходит только для учебных плаваний детей в тихих прудах, закрытых водоемах, но никак не в океане. Кстати, это самая маленькая яхта, прошедшая из Атлантического в Тихий океан через Магелланов пролив. В мире нет людей, совершивших нечто подобное.

113983 600— Будучи пенсионером, он шел вокруг света в одиночку, без какой-либо международно-правовой, ощутимой финансовой, да и элементарной моральной поддержки. Шел с расчетом, что коллеги-яхтсмены других стран или капитаны встречных российских судов ему помогут. И не ошибся!

— Но главное достижение, которое возводит имя Евгения Гвоздева в ранг истинного героя России, — он первый российский кругосветчик, который стартовал с российской территории и финишировал на территории своей родины. Никто до Гвоздева в одиночку, ни в СССР, ни в новой России не совершал подобного. Известно, что первым россиянином, обошедшим на яхте вокруг света, был Федор Конюхов. Но он стартовал с территории Австралии, шел на фешенебельной яхте зарубежного производства и финишировал в порту той же чужой и далекой от России страны.

Высшая награда Великобритании была вручена австралийцу Сержу Теста, который в одиночку совершил кругосветное плавание на крохотной алюминиевой яхте длиной 3,6 метра (всего на 10 см короче, чем у Гвоздева). Королева при вручении награды отметила, что она предназначается не только Сержу, но и всем детям, мечтающим о подобных путешествиях.

В Болгарии первым совершил кругосветку в одиночку Георгий Георгиев и сразу стал национальным героем своей страны. Сейчас в Варне главный яхт-клуб страны носит его имя, а почетным гостям города дарят портрет Георгиева.

Самому Гвоздеву сейчас уже «без разницы» уровень награды, которую он заслужил. Нам бы для себя решить, нужны ли нам герои?

Источник

Люди и лодки: Евгений Гвоздев и его «Лена», «Саид» и «Гетан»

Декабрьский шторм всю ночь беспощадно трепал Тирренское море, в эфире то и дело раздавались сигналы SOS, предвещающие большие и маленькие трагедии. На их фоне лаконичная заметка римской Il Messagero вряд ли привлекла особое внимание итальянской публики. В кратком сообщении говорилось, что в районе модного пляжа Кастельпорциано найдено тело неизвестного седобородого мужчины с глубокой раной на голове. Личность погибшего удалось установить лишь несколькими днями спустя, сопоставив это печальное событие с обнаружением на соседнем пляже потрепанной волнами маленькой яхты со странным названием «Гетан II». Так, в самом начале своей третьей одиночной кругосветки ушел из жизни Евгений Гвоздев…

«Книжки в детстве разные читал, про дальние страны, про путешествия… В печку бы их кинуть, а я читал»

Страсть к парусу проснулась в нем гораздо раньше, чем само слово «яхтинг» стало популярным в СССР. Еще в конце молодому третьему механику попался на глаза обрывок газеты с описанием приключений Марселя Бардьо. Подобно самому Гвоздеву, он рано остался сиротой, но все же сумел осуществить заветную мечту: своими руками построить лодку (. шлюп Quatre Vents) и в одиночку совершить на ней кругосветное путешествие, которое затянулось на восемь(!) лет.

Пример француза оказался заразительным, но последовать ему Евгений смог только почти четверть века спустя. В середине ему за 600 рублей удалось приобрести списанную и, работая по выходным и в отпусках, преобразить ее в одномачтовую яхту. К тому времени Гвоздев уже превратился в солидного отца семейства, в котором появилось двое детей. Из начальных букв имен всех членов семьи и родилось необычное название первой лодки — ГЕТАН.

Технические характеристики яхты «Гетан»
Длина: 6,5 м
Ширина: 2,30 м
Водоизмещение: ок. 2 тонн
Площадь парусов: 18,6 м²

К лету 1979 в распоряжении Гвоздева оказался может и неказистый с виду, но вполне мореходный «микрокрейсер», на котором в последующие 12 лет он исходил Каспий буквально вдоль и поперек, летом и зимой, в любую погоду. Лодка получилась удивительно остойчивой: даже в самый жестокий шторм ее не накрывало волной и ни разу не клало на борт.

Часто в путешествие отправлялись всей семьей, но, похоже, с самого первого выхода в море Евгений готовил себя к одиночному плаванию. Не случайно уже первый «Гетан» был оборудован так, что при необходимости мог бы 4–6 месяцев плавать без захода в порты. Но где найти соответствующий этой длительности маршрут?

Замкнутое Каспийское море становилось слишком тесным для уже пожилого искателя приключений, душа которого рвалась на океанский простор. Но как это сделать? Выход подсказал… телевизор.

Популярная в начале передача «Поле Чудес» в качестве одного из предлагала счастливчикам яхту отечественного производства. Правда этот стеклопластиковый швертбот предназначался для семейного отдыха на реках, озерах или (на самый крайний случай!) в прибрежной акватории, но опытному путешественнику это помешать не могло. Тем более, что строились подобные яхты серийно тоже на Каспии — в Актау, на верфях компании «Совмаркет».

Технические характеристики яхты «Лена»
Длина наибольшая: 5,50 м
Ширина наибольшая: 2,45 м
Водоизмещение: 660 кг
Осадка 0,30 / 1,10 м
Масса балласта: 200 кг.
Площадь парусности 18,5 м².

Около полугода потребовалось Евгению Александровичу, чтобы убедить руководство предоставить ему лодку для испытаний в условиях океанского перехода. Кстати, первоначально речь о кругосветке не шла: малышке «Лене» предстоял переход через Атлантику. Как раз в весь мир широко праздновал официального открытия Америки, так что в случае успешного плавания стеклопластиковой скорлупки по маршруту каравелл Колумба, громкая реклама «Совмаркету» была бы гарантирована.

«Если мне не будет страшно — я в море не пойду»

Здесь Гвоздеву пришлось провести почти 5(!) томительных месяцев в ожидании заграничного паспорта моряка и обещанных официальным спонсором запасов на начальный этап плавания. Только 15 декабря он вышел из Новороссийска, но переход к Босфору все же вынужден был отложить: в первые же дни плавания обнаружились серьезные неполадки рулевого управления, которое пришлось долго чинить в Севастополе, а затем в Одессе.

Итак, через 500 лет после Колумба Америку открыли без «Лены»: лишь ранней весной она прошла Босфор и… как бы растворилась в просторах Средиземного моря.

Первая весточка от Гвоздева дошла до Родины лишь в августе, с Канарских островов, до которых он добрался потеряв 20 кг веса (закончились продукты) и все деньги (их «позаимствовали» доблестные албанские пограничники).

К счастью, в его радушно встретили экипажи российских судов и персонал еще фирмы «Совиспан», снабдившие Евгения Александровича всем необходимым для продолжения путешествия.

Подлечившись и (в очередной раз) подремонтировав малютку «Лену», Гвоздев 20 августа покинул гостеприимную и, спустившись поближе к экваториальной зоне, двинулся на запад. Атлантический океан ему удалось пересечь за 50 суток, при этом штормовыми оказались всего четыре дня. Когда продвигаться вперед становилось невозможно, «Лена» штормовала на плавучем якоре, а ее капитан — старался отоспаться за все время одиночных рулевых вахт. Увы, в хорошую погоду спать приходилось лишь урывками, по 15–20 минут. Этот «дробный» сон изрядно измучил Евгения Александровича, который, в отличие от западных (вроде Элен Макартур), не мог рассчитывать ни на специальный «сонный браслет», ни на спутниковую аппаратуру.

Свой день рождения Гвоздев встретил на пути к сказочному острову Таити, до которого пришлось добираться 93 дня. В пути его поджидали штормы и шквалы, многочисленные поломки руля и отказ опреснителя, а компанию составляли акулы, гигантская черепаха, запутавшаяся было в обрывках сети неподалеку от Галапагосских островов и киты, на спине одного из которых «Лена» провела несколько незабываемых минут.

Отдохнув (и в очередной раз отремонтировав многострадальную «рулевку») на Таити, Евгений Александрович двинулся к берегам Австралии, попутно посетив Самоа, Фиджи и Новую Каледонию. Из 7 месяцев, потребовавшихся для того, чтобы пересечь Тихий океан, только четыре прошли в море — оставшееся время пришлось провести в ремонтных работах на берегу.

Лишь в конце октября Гвоздев прибыл в Брисбен. В Австралии ему предстояло провести почти полгода, которые он впоследствии вспоминал как самые счастливые за все время первой кругосветки. Кстати, в музее Евгений Александрович с интересом осмотрел совсем уж крохотную (3,6 метра) лодку знаменитого Сержа Теста, на которой тот в одиночку обогнул земной шар в 1984–87 гг. Гвоздеву удалось встретиться со знаменитым австралийцем, который подарил ему свою книгу «500 дней», посвященную этому необычайному плаванию. Как знать, может именно эта книжка и вдохновила Евгения Александровича на вторую кругосветку…

5 августа, неподалеку от мыса «Лена» была взята на абордаж дюжиной вооруженных бандитов. Евгения Александровича перевезли на берег и почти полчаса держали под прицелом, споря между собой — пристрелить его или все же отпустить.

Гвоздеву позволили продолжать путь, но ограбили подчистую. С лодки исчезли не только деньги, двухмесячный запас продовольствия и абсолютно вся одежда, но даже очки, зубная щетка и старенькие… трусы, которые давно уже использовались в качестве половой тряпки. Смилостивившись, пираты все же вернули путешественнику 12 кг риса, 40 литров воды, два самых старых паруса, одну карту, компас, секстан (без трубы), газовую плитку, и (самое главное!) дневниковые записи за весь предыдущий поход.

Через 13 дней ограбленной «Лене» удалось добраться до Джибути, где Евгений Александрович оставался до конца августа: сам чистил корпус, ныряя под лодку, штопал паруса и (тщетно) искал карты Красного моря. Затем последовали два сравнительно коротких перехода к эфиопским портам Ассаб и Массайя, и мучительное почти трехмесячное(!) плавание по Красному морю, при преимущественно встречных ветрах и жаре +45°.

Лишь 23 ноября Гвоздев добрался до порта Суэц, где ему на помощь снова пришли моряки российского торгового флота: продукты, теплая одежда и навесной мотор, на котором уже спустя две недели «Лена» самостоятельно прошла Суэцким каналом. Новый год и Рождество встречал на Кипре — от плана добраться до израильской Хайфы пришлось отказаться зимних средиземноморских штормов.

Здесь же, в гавани Лимассола у Евгения Александровича состоялся примечательный разговор с одним из местных миллионеров российского происхождения (который позже стал его на острове).

Не смотря на гостеприимство своего нового знакомого и собственную непереносимость холода, в середине января Гвоздев все же покинул Кипр, стремясь побыстрее замкнуть официальное кольцо кругосветки у берегов Греции. Последние мили до морских ворот Эллады — мыса Сунион (с его древним храмом Посейдона) оказались особенно трудными. Во время ночного шторма у о. Лерос «Лену» едва не выбросило на берег. Евгению Александровичу пришлось несколько часов жечь фальшфееры — помощь пришла когда до скал оставалось не более 30 метров.

И все же 17 февраля «Лена» ошвартовалась в афинской марине Алимос, где Гвоздеву предстояло провести целых два месяца. Со спортивной точки зрения кругосветное плавание было завершено, но бросить верную лодку на чужбине оказалось выше его сил. В начале апреля Евгений Александрович двинулся на север, к Черноморским проливам. Оставшаяся часть путешествия завершилась без особых приключений: пройдя на буксире Дарданеллы и Босфор (спасибо, помогли турецкие яхтсмены), «Лена» снова пересекла Черное море и 3 мая прибыла в Севастополь. Затем Гвоздева радушно встречал Новороссийск, но и там путешествие не закончилось: повторив уже знакомый путь через Азовское море, Дон и Волгу, «Лена» вышла в Каспий и 18 июля вернулась в Махачкалу.

xf0fce2c9b3eb.jpg.pagespeed.ic. rEMouTq7B

А более чем плавание было завершено уже на противоположном берегу Каспийского моря, в Актау, куда Евгений Александрович перегнал «Лену» всего через несколько дней. Лодка сдана под расписку, а значит море заперто на замок. Но… так ли это?

«Если у тебя нет яхты — сделай её!»

За свой подвиг Гвоздев становится… нет, не всероссийской знаменитостью, а лишь почетным гражданином Махачкалы. Казалась бы, остается уйти на покой и писать мемуары, почивая хоть и на скудных, но все же лаврах. Но зов Моря оказывается сильнее.

Не проходит и трех лет, как Евгений Александрович снова отправляется в кругосветное путешествие. На этот раз на лодке, сделанной своими руками, на балконе обычной городской трехэтажки.

Технические характеристики яхты «Саид»
Длина наибольшая: 3,7 м
Ширина наибольшая: 1,46 м
Осадка: 0,85 м
Высода надводного борта на миделе: 0,55 м
Грузоподъемность: 700 кг.
Масса свинцового фальшкиля: 110 кг.
Полное водоизмещение: 1,1 тонны
Макс. площадь парусности: 5,9 м²
Автономность по запасам (на 1 чел.): 4 мес.

Крохотное суденышко (всего на 10 см. длинее легендарной Acrohc Australis Сержа Теста) получило имя «Саид» — в честь главы местной администрации, финансировавшей новое путешествие. 17 мая 1999 г. 3, малютка вышла из Махачкалы в Астрахань, откуда ее доставили в Новороссийск на грузовике.

Почти на два месяца растянулось решение таможенных и прочих формальностей, но 2 июля Гвоздеву удалось в очередной раз распрощаться с Родиной и взять курс на Босфор. Надежда — исключительно на паруса, ибо слабенький мотор пришлось оставить еще в Астрахани.

Из средств навигации — только секстан и набор карт до выхода в Атлантику. Авторулевого, радара, эхолота и спутникового навигатора, конечно же, тоже нет.

Затем последовали трехнедельный переход до Канарских островов, где Гвоздев встретил много старых знакомых, которые снова завалили его подарками, и — решительный бросок через Атлантику. Начало нового тысячелетия Евгений Александрович встретил посреди океана. До островов Зеленого мыса он шел на буксире попутной яхты (с украинским экипажем), а далее «Саиду» предстояло уже самостоятельное плавание к берегам Бразилии.

В п. Сальвадор, а затем в Гвоздев провел около полутора месяцев, готовясь к плаванию к южной оконечности американского континента. Правда, он не собирался огибать мыс Горн, но и намерение пройти Магеллановым проливом представлялось заявкой на настоящий подвиг. По примеру Джошуа Слокама, капитан «Саида» решил было сделать это под парусами, но… мир снова оказался не без добрых людей. Уже в аргентинском местные жители были настолько поражены решимостью «руссо навиганто», что подарили ему навесной мотор.

Незаметно подошел новый 2001 год. 21 января Гвоздев вошел в коварный пролив между континентом и Огненной Землей, и лишь в конце февраля вышел из него в Тихий океан, затратив на преодоление этого сложного извилистого пути столько же времени, что и сам Фернан Магеллан — 38 дней!

Порывистые, часто встречные ветры, снежные заряды и главное — постоянный холод, от которого ненадолго можно было избавиться лишь во сне (в спальном мешке, в обнимку с канистрой горячей воды).

Кстати, на Евгений Александрович уже отчаялся было пробиться через пролив, но ветер, гнавший «Саида» обратно, в Атлантический океан, вдруг сменился на попутный.

Оставив за кормой Магелланов пролив, Гвоздев двинулся к северу вдоль побережья Чили. Это плавание, с многочисленными попутными остановками, заняло 4,5 месяца. Власти чилийских портов вели себя : российского путешественника принимали то за контрабандиста (устраивая на лодке повальные обыски), то за героя (с триумфальным чествованием и оказанием помощи в доковании и ремонте). Зато чилийская полиция везде оказалась единодушной: «Саид» представлялся им настолько хрупким и ненадежным, что ему не позволяли выйти в открытое море, настойчиво рекомендуя продолжать плавание в прибрежной зоне. Лишь в середине июля Гвоздеву удалось обмануть бдительность стражей порядка и вместо дальнейшего продвижения к северу уже вдоль побережья Перу снова решительно взять курс на запад, к острову Таити.

За время этого перехода, растянувшегося более чем на 120 дней, Евгению Александровичу пришлось испытать и настоящую «засуху» посреди океана, тратя на все нужды не более 1,5 литров пресной воды в сутки, и повышенное внимание акул, в погоне за рыбой то и дело трущихся спинами о днище его крошечной яхты. Как бы то ни было,13 ноября он благополучно прибыл в Папеэте, где и устроил себе четырехмесячные каникулы, пережидая сезон тропических ураганов. За это время Гвоздев посетил еще и соседние острова Французской Полинезии, а также обзавелся ручным опреснителем. Этот ценный подарок таитянских яхтсменов в дальнейшем не только надежно снабжал его питьевой водой, но и помогал поддерживать физическую форму, выступая в роли своеобразного тренажера.

Задерживаться и здесь Гвоздев не стал, ведь впереди Красное море, через которое в предыдущем плавании ему пришлось буквально «прогрызаться», борясь со встречными ветрами в течении 90 суток. Впрочем, и теперь без неприятных сюрпризов не обошлось: буквально через пару дней после выхода из Джибути на «Саиде» выходит из строя руль и, несмотря на все усилия капитана, яхту выбрасывает на прибрежную отмель так, что при ближайшем отливе она оказывается почти в 100 метрах от уреза воды!

Долгие трое суток потребовались, чтобы стащить лодку обратно на глубину. К счастью, корпус при этом приключении не пострадал, так что переход к Суэцу на этот раз занял «всего» два с половиной месяца. Зато прохождение канала могло бы стать сюжетом для отдельной главы: где на буксире попутной яхты, где под взятым взаймы мотором, расплачиваясь с лоцманами скудными остатками спонсорских денег, а то и радиоприемником (в виде бакшиша), Гвоздев все же вышел в Средиземное море и 20 апреля достиг Кипра. Еще около месяца понадобилось, чтобы добраться до Родоса (помешал затяжной штиль и сверхбдительные греческие пограничники), зато 24 июня, пройдя меридиан Лемноса, Евгений Александрович официально замкнул свою вторую кругосветку.

Далее обошлось без особых приключений: на причале Стамбула Гвоздев случайно встретил известного яхтенного капитана Виктора Языкова, который помог отбуксировать «Саида» через Босфор и Черное море в Сочи. А 9 августа Евгений Александрович собственноручно ошвартовал свое маленькое суденышко к родному причалу Махачкалинского порта.

x10bd21d57ea7.jpg.pagespeed.ic.C JQ6u2cXe

«С истинным драматизмом в яхтинге сейчас проблемы…»

К своей третьей кругосветке «дедушка» (как ласково называли махачкалинцы своего почетного гражданина) начал готовиться практически сразу же после возвращения из второй. Нет, он не гонится за рекордами — просто хочет успеть еще раз выйти в плавание «вокруг шарика».

Лодку для нового путешествия Евгений Александрович снова собирается сделать своими руками. Появляется так называемый «Проект Три» — яхты, длиной не более 3 метров, которую можно соорудить прямо в комнате городской квартиры! Лавры Сержа Теста могли бы оказаться под угрозой, но дело идет крайне медленно: как обычно, не хватает денег, материалов и самого необходимого оборудования.

И тут судьба дарит ветерану паруса очередной шанс: летом один из почитателей дарит Гвоздеву свою яхту, на которой можно отправиться в путь уже в следующем году.

Новая лодка получает название «Гетан II». Это несколько модернизированный вариант пластиковой серийной яхты типа «Рикошет 555», которая своими размерами напоминает «Лену». На ней усовершенствован кокпит и вместо стандартного шверта установлен фальшкиль. Увы, вынужденно приходится укоротить мачту (до 6 м), поскольку в ней обнаружились микротрещины. Чтобы не терять времени, Евгений Александрович решается стартовать с этим «обрубком» и старым комлектом парусов, рассчитывая заменить мачту уже в Гибралтаре. Там же он собирался определиться и с дальнейшим маршрутом: держаться ли поближе к экватору или спуститься в «ревущие сороковые».

xe4cd2695248a.jpg.pagespeed.ic.ej04qQpE W

Технические характеристики яхты «Гетан II»
Длина наибольшая: 5,5 м
Длина по КВЛ: 4,6 м
Ширина: 2,45 м
Осадка (с учетом фальшкиля): 1,1 м
Вес балласта: 200 кг.
Водоизмещение: 560 кг
Площадь парусности: 18,6 м

Выход из Новороссийска назначен на 12 сентября — именно в этот день много лет назад отправился в свое первое плавание его первый «Гетан». Однако слишком бурной погоды старт приходится перенести на неделю и только 19 сентября 2008 Гвоздев начинает свою третью кругосветку. Тогда мало кто обратил внимание, что обе стартовые даты роковым образом приходились на пятницу…

Плавание по осеннему Черному морю оказывается нелегким: ударом волны разбивает перо руля и для ремонта приходится зайти в турецкий Эрегли. Зато дальше все как будто налаживается: 20 октября «Гетан II» уже на подходе к Афинам, 7 ноября — в Ионическом море, а к ноября, пройдя Мессинский пролив под парусом (мотор вышел из строя), Евгений Александрович достигает Неаполя.

Очевидно, следующими пунктами захода на пути к Гибралтару должны были стать Сардиния или Корсика, но добраться до этих островов «Гетану II» было уже не суждено. Редкие сеансы связи с друзьями в далеком Дагестане сохранили для нас трагическую хронику последних дней его плавания.

С утра 29 ноября яхта попадает в жестокий шторм, причем волны достигают высоты. Под их ударами «Гетан II» ложится на борт и переворачивается.

Большая часть запасов, включая пресную воду и топливо, смыта за борт. Мачта вырвана вместе со степсом и сломана.

Евгению Александровичу все же удается поставить лодку на ровный киль. К вечеру ветер несколько стихает, а волны уменьшаются «всего лишь» до 2–3 метров.
30 ноября. Гвоздев обыденно сообщает, что у него «все в порядке»: стал на якорь неподалеку от берега, воду из лодки вычерпал, дыры от степса заделал. Правда, все еще сильное волнение не позволяет установить временную мачту, но ничего — по прогнозу уже завтра ожидается штиль, а затем еще несколько дней хорошей погоды. Евгений Александрович приводит и координаты своей якорной стоянки: 41° 38′,18 N 12° 24′ 56E. Они оказались последними…

1 декабря в назначенное время Гвоздев на связь не вышел. Вначале этому не придали особого значения, подумав, что он слишком занят ремонтом. Когда же молчание затянулось, родственники и друзья начали самостоятельные поиски хоть следов Евгения Александровича. Первая ниточка показалась 2 декабря, когда лейтенант итальянских карабинеров сообщил о «Гетане II», обнаруженном на одном из фешенебельных пляжей Остии. 5 декабря появилась заметка в Il Messagero, в которой находку поврежденной яхты пытались связать с телом неизвестного седобородого мужчины. Оставалось надеяться, что газетчики напутали: ведь лодка на опубликованном фото не слишком похожа на «Гетан II», да и мачта у нее цела.

Надежда еще теплилась до 10 декабря 2008 года, когда стало окончательно ясно, что Евгений Александрович Гвоздев уже не сможет завершить свое третье кругосветное плавание…

Он не отставил после себя книг, только дневниковые записи и письма. Он не гнался за рекордами, не стремился к славе и искренне считал, что на нормальной яхте любой настоящий мужик пройдет кругосветку без проблем, стоит только захотеть и хорошо подготовиться. А еще был глубоко убежден что: «Земля остается яркой и загадочной, и о ней нужно рассказывать». Но чтобы рассказывать, необходимо много видеть и знать, а для этого — почаще отправляться в путешествия. Поэтому лучшей наградой для Евгения Александровича Гвоздева была и остается светлая память о его дальних плаваниях.

Источник

Adblock
detector