я есть дверь евангелие

Глава 10

1–21. Речь Господа о Себе как о добром пастыре и действие этой речи на слушателей. – 22–42. Речь Господа о Себе как о Мессии и удаление Его в Заиорданскую страну.

Речь Христа о Себе как о добром пастыре начинается притчей, в которой изображается противоположность между пастырем, которому овцы принадлежат как его собственность, и пастырем-наемником, который пренебрежительно относится к порученному ему стаду (стихи 1–6). Эту речь, построенную в виде притчи, Господь разъясняет далее, говоря о Своем положении в Царстве Божием: Он есть дверь, ведущая к овцам (стихи 7–10) и, с другой стороны, – добрый пастырь (стихи 11–18). По поводу этой речи среди иудеев началась распря: они недоумевали, кто же такой Христос (стихи 19–21).

Слушателями Господа в настоящий раз были те же иудеи и фарисеи, о которых говорится в конце предыдущей главы (ср. Ин. 9:35, 40 ).

Вторым отличительным признаком пастуха-хозяина является то, что перед ним сторож «отворяет» дверь. О воре-разбойнике здесь не сказано, но и так ясно, что сторож пред ним дверей не отворит.

Видя со стороны фарисеев такое нежелание понять Его, Господь все же, снисходя к ним, выражается о Своей задаче еще определеннее.

Это были, конечно, не фарисеи, которые и не делали попыток завладеть престолом в Иудее, а, скорее всего, – представители династии Ирода. Царь Ирод действительно пришел «инуде» (стих 1), т.е. незаконным образом достиг царской власти. Он и родом был не еврей, а едомлянин (идумей), тогда как закон Моисеев строго запрещал делать царем иноплеменника ( Втор. 17:15 ). Таким образом, Ирод носил на своем челе первый указанный Христом (стих 1) признак «вора и разбойника». Затем – второй признак – Ирод не был допущен в израильское теократическое общество, а сам туда ворвался, потому что сам ставил и смещал первосвященников, а в местах, где собирались верующие евреи, представителей Иродовой династии и не было заметно. Не доставало Ироду и третьего признака истинного пастыря: иудеи его не любили, они ненавидели и боялись его, как и его сыновей.

Простой наемник никогда не жертвует своей жизнью для спасения овец, порученных его попечению. В минуту опасности он заботится о спасении только своей жизни, овцы ведь не ему принадлежат!

Но кто подразумевается здесь под именем «волка»? Вероятнее всего, что Христос хотел так обозначить все силы, враждебные развитию Царства Божия. А после этого легко понять, кого Христос разумеет под именем «наемника». Это те, чьему попечению Христос поручил Свою Церковь, но которые часто не хотят отдать всю свою любовь на благо людей, порученных их попечению (ср. 1Пет. 5:2 ; Тит. 1:7 ; 1Тим. 3:8 ). В особенности же это относилось к тогдашней иерархии, которая не хотела ничем жертвовать для народа, которому много вреда причиняли Ироды – светская власть – и фарисеи.

В противоположность тем ненормальным отношениям, какие существуют между иудейскими пастырями наемниками и народом, Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом. Эти отношения Он уподобляет отношению, существующему между Ним и Отцом.

На чем основана эта власть и сила, об этом Христос говорил раньше: Он имеет жизнь Сам в Себе ( Ин. 5:26 ) и Его воскресение есть, собственно говоря, воскрешение Им Самого Себя ( Ин. 2:19 ).

Слушатели Христа, не отходившие от Него в течение целого дня по прошествии праздника Кущей ( Ин. 8:12–10:18 ), начали спорить между собой. Одни стояли за Христа как за великого чудотворца, другие – конечно, преимущественно фарисеи – называли Христа беснующимся, сумасшедшим и убеждали народ не верить Христу.

С 22-го по 42-й стих содержится беседа Господа с иудеями в праздник обновления. На вопрос иудеев, обращенный ко Христу, Мессия ли Он, Христос говорит, что Он уже неоднократно высказывался по этому вопросу, но иудеи все не верят Ему. Когда же после этого Он заявил, что Он и Отец – одно, то иудеи хотели побить Его камнями как богохульника. Христос тут же указал им на неосновательность их протеста против Его заявления и после того удалился за Иордан, в Перею.

От праздника Кущей прошло около двух месяцев, в течение которых Христос пребывал или в Перее (ср. Ин. 10:40 ), или же где-нибудь в пределах Иудеи (свт. Иоанн Златоуст). Наступил праздник обновления или очищения храма, продолжавшийся около восьми дней (в месяце кислеве, или декабре). Поводом к установлению этого праздника было очищение Иерусалимского храма от идолов, совершенное в 165-м году до Р.X. Маккавеями (И. Розанова. Памятная книжка при изучении священной истории, М., 1909, с. 16).

Господь является на этот праздник в Иерусалим. Учил ли Он в этот раз, Иоанн об этом не говорит определенно, замечая только, что Господь «ходил» в так называемом притворе Соломона, т.е. в галерее, которая тянулась по восточной стороне храмовой площади. В этой галерее, конечно, можно было укрываться от зимней непогоды – от дождя и ветра. Очень может быть, что в настоящий раз Его сопровождали и апостолы, но о них евангелист не упоминает, так как они в разговоре Христа с иудеями не принимали участия.

Иудеи выражают Христу свое недовольство тем, что Он «держит их в недоумении», т.е. в постоянно напряженном ожидании, что вот-вот Он наконец заявит о Себе как о Мессии.

«Скажи нам прямо» ( παρρησία ), т.е. смело, открыто, а не притчей ( Ин. 8:12, 9:39, 10:1–18 ) и не намеком ( Ин. 8:24–28 ). Иудеи как бы хотят сказать Христу, что они Его «поддержат».

Господь отвечает иудеям, что уже говорил им о том, кто Он, но они не верили Ему. Даже чудеса Христовы не пробуждали в них веры в Него.

Причиной этого неверия является то обстоятельство, что эти иудеи не принадлежат к овцам пастыря – Иисуса, т.е. к тем истинным израильтянам, которые еще ранее, чем увидели Христа, сердцем своим уже стремились к Нему, которые поэтому с радостью приняли Его свидетельство.

Не смущаясь этим, Господь продолжал говорить, и враги Его, приведенные в изумление этим хладнокровием, останавливаются в недоумении. Господь спрашивает их, за что они хотят побить Его камнями? Ведь Он делал только «добрые» дела ( Мф. 12:12 ), т.е. исцеления и другие чудеса, и притом поступал так, что все должны были бы понять, что Он действовал в силу власти, полученной Им от Отца.

Иудеи не оспаривают добрых дел, совершенных Христом (исцеления расслабленного и слепорожденного, Ин. 5, 11 ). Они выступают против Христа только за присвоение Им чести, подобающей Единому Богу, за Его притязания на Божественное достоинство.

Господь прежде всего снимает с Себя обвинение в богохульстве. Да, Он назвал Себя, хотя и не прямо, Сыном Божиим. Но не поступает ли так даже с простыми людьми само Слово Божие (Христос называет его в общем смысле «законом»)? Людей, особо выдающихся по своему положению, оно называет иногда богами ( Пс. 81:6 ), и, однако, из-за этого никто не станет сомневаться в истинности Писания и его авторитетности для избранного народа ( «не может нарушиться Писание» ).

Почему же иудеи так раздражались против Него? Ведь Господь Иисус Христос освящен, т.е. избран для Своего высокого служения и послан в мир Самим Отцом. Как же могло бы совершиться это избрание, имевшее место от вечности (ср. Еф. 1:4 ), если бы Сам избираемый не существовал прежде Своего избрания как Личность, Kоторая может свободно принять и не принять это избрание? Не ясно ли, что Христос, как существовавший от вечности и от вечности уже принявший на Себя известную миссию, есть Существо вечное? А вечность была для иудеев первым свойством существа Божия, и Бога они иногда кратко называли Вечным. Следовательно, Христос указывает здесь на Свое вечное существование, в силу которого Он и имеет право называть Себя Богом в собственном смысле этого слова, а не в том, в каком Священное Писание называет некоторых людей. Он, следовательно, не богохульник, а возвещает чистую истину.

Отсюда можно видеть, как неправы ученые (например, Бейшлаг), которые в этом месте видят пример того, что и Сам Христос будто бы признавал Себя Сыном Божиим только в нравственном или переносном значении этого слова. Если бы Христос этими словами хотел сказать что-нибудь подобное, то, во-первых, Он сказал бы прямо, что Его природа не одинакова с природой Отца (свт. Иоанн Златоуст), а во-вторых, и иудеи не вооружились бы против Него по поводу данного Им здесь разъяснения.

Чтобы еще более убедить слушателей в Своем божественном достоинстве, Господь указывает на дела Свои, которые дают Ему полное право требовать от иудеев совершенного доверия к Нему (ср. Ин. 5:36 ).

Видя, что Христос не раскаивается в произнесенных Им словах, иудеи хотят захватить Его с целью представить на суд синедриона как богохульника. Но Христос и на этот раз незаметно уходит от них и удаляется в Перею, откуда пришел на праздник. Здесь Господь и провел три с лишним месяца до последней Пасхи, в которую Он был предан смерти. Kо Христу в это время приходило много народу, и приходившие, объясняя свое обращение ко Христу, ссылались на то, что на Нем пришли в исполнение все слова, которые о Нем говорил Иоанн Креститель (ср. Ин. 1и сл.). При этом пришедшие говорили, что хотя Креститель и не совершил ни одного чуда, но за то его слова о Христе оказались вполне справедливыми: Христос является для верующих в Него истинным Спасителем, каким Его предызобразил Креститель. Ясно, что обращавшиеся в это время ко Христу были в свое время слушателями проповеди Иоанна Крестителя.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

От Иоанна святое благовествование, глава 10 Иоанна, гл 10

Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?

Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно.

Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы — боги»? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я — Сын Божий»? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но всё, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него.

Источник

Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется

«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Иоанна 10:9).

Наш Господь образно представляет Себя нам, пользуясь языком притчи. Самые высокие и поэтические образы не достаточно великолепны, чтобы описать Его красоту и величие; однако Он выбирает простейшие сравнения, доступные для понимания простолюдинов. Господь для того чтобы разъяснить нам простой смысл Евангелия снисходит до нашего уровня понимания и использует в качестве примера дверь, которой люди пользуются каждый день.

Вы каждый день входите в свой дом и выходите из него через дверь. Всякий раз, выходя из двери, вы встречаете новый мир и получаете знание о том, что происходит вокруг вас.

Дверь – обыкновенный предмет. Иисус желает, чтобы мы думали о Нем часто как о «двери спасения». Дверь овчарни – самая непретенциозная дверь. Иисус снисходительно указывает нам на дверь спасения, потому что мы по своей природе можем стоять возле этой двери и не понимать, что мы должны войти в нее. И Он, таким образом, вводит нас, как овец Своего стада, во двор овчий. Что же мы можем увидеть и понять, рассматривая такую незаурядную вещь как дверь.

I. В этом незамысловатом образе мы видим:
1. Необходимость войти. Представьте; что если не было бы двери то, как тогда мы могли бы войти к Богу, обрести мир в душе, истину, спасение, чистоту, небо?! Все это недоступно для тех, кто находится вне этих дверей. Как часто, подходя к какому-нибудь дому, по той или иной причине, вы обнаруживали, что дверь закрыта. Вы можете очень долго стучать и звонить в звонок, но все же вас могут не услышать. И так бывает очень часто в жизни людей.

Например, вам срочно нужна медицинская помощь, но у вас нет телефона, чтобы вызвать скорую помощь, и вы изо всех сил бежите к вашему соседу, и начинаете стучать в дверь или пытаетесь всячески привлечь внимание, чтобы вас услышали. Но в ответ вы слышите только тишину, никто вам не отвечает и вот тогда вас охватывает ужас и вы понимаете, что если бы дверь открылась, то вам была бы дана возможность спасти свою жизнь от гибели. Вы можете стучать в двери человеческих сердец, ожидая сострадания в вашем горе, но эти двери останутся наглухо запертыми.

Дорогие друзья, а ваши сердца открыты? Как можете вы открыть дверь вашего сердца, перед Христом, чтобы впустить Его? Как вы можете войти через Христа если ваши уста остаются немыми и ваши руки парализованы грехом, так что вы не можете поднять их и постучать в эту дверь? Поэтому Христос сказал «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Иоан.14:26) Он сделает вас зрячими, чтобы вы видели вашу нужду войти «дверью спасения», Он даст вам понимание того, что вы находитесь в чрезвычайной опасности, так что если вы не побежите к этой двери, то вас настигнет неминуемая погибель.

Ведь вы, видя надвигающуюся угрозу, ну например приливную волну, «цунами», будете бежать изо всех сил, не оглядываясь, понимая, что еще полсекунды и эта волна может поглотить вас. Вы бежите, ощущая, что воды потопа гнева Божия уже касаются ваших ног, и вы чувствуете серный привкус вод бездонного океана Божьего негодования. Именно по этой причине Христос говорит, что прилагающий усилие в завоевании или достижении Царства Небесного должен употреблять усилие, это именно то усилие, которое вы должны приложить к тому, чтобы пройти через эту дверь. Вы должны изо всех сил стремиться войти через дверь, надеясь, что Христос отворит ее для вас, потому что из творения никто не способен открыть эту дверь.

2. Так же мы должны помнить, что эта дверь только одна и что нет другой двери. Существует лишь одна дверь; не утруждайте себя в поисках другой. Спасение – через вход в эту дверь и ни в какую другую (Деян 4:12). Спасение обретут только те, кто войдет Христом. Христос является и условием и залогом спасения.

Среди множества дверей, которые может предлагать мир, вы не найдете ни одной, которая ведет ко спасению. Все двери, которыми мир пытается ввести вас в Царство Небесное, открываются только для того, что бы вы, сделав шаг вперед, упали в бездонную пропасть ада. Только войдя Христом, вы можете стать на скалу, которая никогда не пошатнется.

3. Дверью спасения является Сам Господь Иисус. «Я есмь дверь», – говорит Он; не обряды или доктрины, священство или ваши добрые дела, но Сам Господь, наша Жертва. Вы, вероятно, много слышали о различных религиях и культах, которые предлагают, некие средства для достижения спасения. Но эти религии и культы предлагают суррогат, подделку, все что угодно, но только не Христа.

Вспомните, что Он сказал Моисею, когда посылал его к народу израильскому, Он сказал «Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам». (Исх.3:14) Бог показывает, таким образом Свою исключительность и что никто не существует или имеет бытия в самом себе, как только Он, и Он единственный, потому что нет другого. Он один обладает жизнью в Самом Себе, и Он дает жизнь всему сущему во вселенной. А грешники, мертвы во грехах своих.

Так и здесь, Христос, говоря «Я есмь дверь» указывает на то, что только Он является причиной и способом спасения. Другого пути не существует.

Грешники всегда упорствуют, пытаясь выдать свои измышления и предпочтения, за что-то более хорошее и полезное, нежели то, что предлагает Бог в Своем Слове. Из-за этого слепого рвения люди всячески пытаются улучшить, то, что Бог признал хорошим и достаточным. Они по своей природной глупости пытаются что-то сделать лучше, чем Господь, и поэтому они не останутся без наказания.

Господь постановил прежде создания мира, что именно Христос будет Спасителем и никто иной. Если Он сказал что «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» то так оно и есть. Господь в Писании говорит «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деян.4:12) Тогда как люди могут избирать себе спасителей? Ведь только Христос является «Дверью Спасения» и никто другой. Все те, кто стремится войти в Царство небесное без помощи Христа, являются ворами и разбойниками. Если вам говорят, что вот соблюдая тот или иной обряд вы войдете в ворота небесного града, то остерегайтесь, потому что вам подсовывают «широкие врата ведущие в погибель».
Войти Христом, подразумевает исполнять, именно то, что Он повелел, так как все то, что сверх установленного Христом, то от лукавого. Христос сказал «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Иоан.14:15) Так вот, если любовь Христова пребывает в вас, то вы будете стремиться исполнить то, что Он повелел.

II. Кто же воспользуется этой дверью.
1. Это те, кто не просто стоит и наблюдает, как другие, но они стучат и входят, ибо это те, кто входят верой. Но вы можете возразить, сказав например, а не будут ли все эти усилия нашими собственными делами и заслугами? На это можно ответить очень просто, вы ничего подобного не можете сделать если вам это не дано свыше. Запомните, что во врата небесного града не войдет ничто нечистое. Если вы не будете очищены кровью Христа и освящены Его Духом, то вы и не подумаете входить туда, ибо все ваше внимание будет направлено на грех. И вы, в не возрожденном состоянии, все равно будете думать о грехе.

2. Воспользуются «Дверью Спасения» только те люди, которые обладают единственно требуемой квалификацией: они «входят». Это может быть всякий «кто», но решающее условие – «входит». Вход, заметно для всех обозначенный как ДВЕРЬ, с очевидностью предназначен для того, чтобы им пользовались. Замечательное определение «Я есмь дверь» и обетования, следующие за ним, являются самым искренним приглашением, которое только можно представить.

3. А многие ли воспользуются «Дверью Спасения»? К сожалению, как мы видим из жизненного опыта, очень мало людей проходят «за завесу», и все больше людей просто топчет дворы дома Божия. Но, тем не менее, даже имея такой негативный опыт, мы не должны унывать, но верить, что Господь приведет свой народ к водам тихим и пажитям злачным. Так же мы должны помнить, что совершится все, чему Господь повелел быть, и что все предуставленные к вечной жизни будут спасены, а нашей же заботой должно быть то, чтобы нам послужить Христу для проповеди Его евангелия и распространению Царствия Небесного на земле.

2.Все входящие обретают свободу. Он «войдет и выйдет». Это не тюремная дверь, но дверь для Божьего стада, Пастырь которого предоставляет свободу. Здесь необходимо понимать, что всякий входящий становится свободным от греха и его рабства. Освобожденный, таким образом, становится свободным от греха, хотя с другой стороны становится рабом праведности. Вошедший, становится способным следовать за Великим Пастырем.

3. Вошедший имеет доступ. Он «войдет» для ходатайства, укрытия, общения, обучения, облегчения и радости. Все то, чего он был лишен в мире греха и несчастья, теперь является его уделом во Христе. Вошедший Христом теперь может молиться, как это было, например, сказано о Савле из Тарса, «он теперь молится». (Деян.9:11)

Вошедший Христом, знает, где он может укрыться «в день бедствия». Непреступной крепостью, которую никто не одолеет, является Сам Христос. И таким образом спасенный пребывает в общении со Христом, Который учит Свой народ и ведет его путем новым и живым.

4. Вошедший Христом так же может и выйти и при этом он не становится снова таким, каким был до входа. Но его выход, направлен на служение Христу. Однажды спасенный, выйдя не уйдет, как это подразумевают арминиане, у которых спасение можно терять и обретать, столько раз, сколько человек согрешит и покается. Он «выйдет», чтобы служить и способствовать распространению благой вести. Верующий должен обратить внимание на то, что Христос повелевает идти и научать все народы. Верующий входит, чтобы спастись и освободится, а выходит, чтобы служить и исполнять волю Божию.

Это идиоматическое выражение «войдет и выйдет», так же означает владение спасением и благами, которые приобрел Христос в полной мере. Подобного рода идиоматическое выражение, можно встретить во многих языках, где оно имеет значение «жить в полную меру» или как эквивалент этого можно перевести с галика, «иметь полное право на владение собственностью».

Под образом, вхождения овец во двор овчий и выход из него, так же подразумевается, что овцы будут иметь как укрытие от дождя и холода, так и пастбища на которых они утолят голод и жажду. Применяя это к верующим, можно заметить, что для народа Божия входить и выходить означает то, что верующий будет упражняться в вере, входя в Церковь, поклоняясь Христу и прославляя Его милость явленную в голгофской жертве, так же как и выходя для свидетельства перед миром, что Христос благодетельствует Своему народу, даруя Свою благодать и сохраняя Своих овец в этом мире.

5. Вошедший Христом, так же может найти пищу. Христос говорит: «И пажить найдет». Та пища, а по сути баланда, которой грешника потчевал мир, уже не приятна для вкуса верующего. Если для мирских людей, пищей и питием есть грех во всякое время, то душа верующего насыщается «чистым словесным молоком». (1Пет.2:2) Это Слово Божие проповедуемое в Церкви. Наша духовная пища приобретена через Христа, во Христе и у Христа. Не существует многих путей, по которым можно удалиться от греха и бедствий; нет выбора путей на рытвинах и пустырях смертной жизни, чтобы любым из них добраться к небу. Христос «есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через» Него. (Иоан.14:6). Как Он и сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Иоанна 10:9). Аминь

Источник

Глава десятая

Господь словами, что вы истинно слепы по душе чрез недуг неверия, упрекнул фарисеев за неверие. Чтобы они не могли сказать, что мы отвращаемся Тебя не по слепоте нашей, а во избежание обмана, Он ведет о сем продолжительную речь. Какую именно? Он выставляет признаки как истинного пастыря, так и волка – губителя, и таким образом показывает о Самом Себе, что Он добр, ссылаясь во свидетельство на дела.

Сначала Он излагает отличительные свойства губителя. «Он, – говорит, – не входит дверью, то есть Писаниями, ибо он не свидетельствуется ни Писаниями, ни пророками». Писания поистине суть дверь; ибо мы чрез них приближаемся к Богу. Они не позволяют входить волкам, ибо отлучают еретиков, поставляя нас в безопасности и сообщая нам знание обо всем, о чем пожелаем.

Итак, вор – тот, кто не входит чрез Писания «во двор овчий», чтобы заботиться об овцах, но восходит «инуде», то есть сам себе прокладывает дорогу иную и необычайную, как, например, Февда и Иуда. Они пред пришествием Христовым обманули народ, погубили его и сами погибли ( Деян. 5, 36–37 ). Таков будет и скверный антихрист. Ибо у них свидетельство не из Писаний. Намекает и на книжников, которые не выполняли ни одного слова из заповедей закона, а учили заповедям человеческим и преданиям.

Прилично сказал «восходит». Это идет к вору, который перепрыгивает чрез ограду и делает все с опасностью. Это – признаки разбойника.

Вот и признаки пастыря. Пастырь входит чрез Писания, и «придверник отворяет Ему». Под придверником разумей, пожалуй, и Моисея, ибо ему вверены были слова Божии. Моисей отворил дверь Господу, без сомнения, тем, что говорил о Нем. Сам Господь сказал: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» ( Ин. 5, 46 ). Или придверник есть Дух Святый. Так как Писания, понимаемые при озарении от Духа Святаго, указывают нам Христа, то справедливо – Дух Святый придверник. Им, как Духом премудрости и знания, отворяются Писания, чрез которые Господь входит в попечение о нас и чрез которые Он оказывается Пастырем. И овцы слушаются голоса Пастыря.

Фарисеи часто называли Господа обманщиком и доказывали это своим собственным неверием, говоря «неужели кто-нибудь из начальников уверовал в Него» ( Ин. 7, 48 )? Посему Господь показывает, что не Его нужно считать губителем за то, что они не веруют, а их нужно исключить из числа овец. «Я, – говорит, – вхожу дверью». Очевидно, Я поистине Пастырь. Вы не последовали за Мною и тем показали о себе, что вы не овцы.

Откуда же выводит Своих овец? Из среды неверных, как, например, извел из среды иудеев слепца, который и услышал Его, и узнал Его.

И идет перед овцами, хотя у телесных пастухов бывает наоборот, ибо они ходят позади овец. Сим показывает, что Он всех приведет к истине. И учеников, «как овец, посылает в средину волков» ( Мф. 10, 16 ). Так, подлинно, пастырское служение Христа необычайно.

«За чужим не пойдут», потому что не знают чужого голоса. И здесь, без сомнения, намекает на Февду и Иуду, за которыми овцы не последовали, ибо немногие были обольщены, да и те, по смерти их, отстали. А за Христом и при жизни, и в особенности после смерти, «ходил весь мир» ( Ин. 12, 19 ).

Намекает и на антихриста, ибо и он немногих обольстит, а после своей погибели не будет иметь последователей. Слова «не идут» показывают то, что по смерти обманщиков никто не будет внимать или следовать.

Итак, Писания суть дверь. Чрез эту дверь Господь выводит овец на пастбище. Какое же пастбище? Будущее наслаждение и успокоение, в которое Господь вводит нас. Если в иных местах Он и Самого Себя называет дверью, сему не нужно дивиться. Ибо, когда Он хочет изобразить Свое попечение о нас, Он называет Самого Себя пастырем, а когда хочет показать, что Он приводит к Отцу, тогда называет Самого Себя дверью, подобно тому, как Он же в разных смыслах есть и Овца, и Пастырь. Еще под дверью разумеются слова божественных Писаний; а Господь Сам есть и называется Слово; следовательно, может быть назван и Дверью.

Иисус сказал им в этих словах притчу, или сравнение, и употребил неясную речь для того, чтобы сделать их более внимательными.

Когда же достиг этого, то разрешает неясность и говорит: «Я – Дверь».

«Все, сколько их ни приходило». Сие сказал не о пророках, как безумствуют манихеи. Они пользуются сим изречением для доказательства того, что Ветхий Завет не от Бога, и пророки не были посылаемы Богом. «Вот, – говорят, – Господь сказал, что все, сколько ни приходило, суть воры и разбойники». Но Он сказал это не о пророках, а о Февде и Иуде, и прочих возмутителях. А что сказал о них, это видно из того, что прибавил «овцы не послушали их». Ибо овцы не послушали этих возмутителей, а пророков послушали, и, сколько ни уверовало во Христа, все чрез них уверовали.

И иначе: «овцы не послушали их». Сказал это в похвалу. Но нигде не видно, чтобы Он хвалил тех, которые не слушали пророков, напротив, Он сильно осуждает и обличает их.

Потом, обрати внимание на точность выражения «сколько ни приходило», а не говорит «сколько ни (было) послано». Ибо пророки приходили потому, что были посланы, а лжепророки, как и вышесказанные мятежники, приступали к развращению обольщаемых тогда, как никто их не посылал. Так и Бог говорит: «Я не посылал их, они сами побежали» ( Иер. 23, 21 ).

Кто Мною, дверью, войдет и приведется к Отцу, и станет Его овцою, тот спасется, и не только спасется, но и получит великую неустрашимость, как и Господь, и Владыка. Ибо это обозначает словами «и войдет, и выйдет». Так и апостолы смело входили и выходили пред повелителей, и выходили радостными и непобедимыми ( Деян. 5, 41 ).

«И найдет пастбище», то есть обильную пищу. И иначе: так как наш человек двойствен, по выражению апостола Павла, «внутренний и внешний» ( Рим. 7, 22 ; 2Кор. 4, 16 ), то можно сказать, что входит тот, кто заботится о внутреннем человеке, и тот опять выходит, кто члены, которые на земле, и «дела плотские умерщвляет» во Христе ( Рим. 8, 13 ). Такой найдет пастбище и в будущем веке, по сказанному: «Господь пасет меня, и ни в чем не будет у меня недостатка» ( Пс. 22, 1 ).

Потом ведет речь и о страданиях и говорит: «Я жизнь (душу) Мою полагаю за овец», – выражая сим, что Он идет на страдания не по принуждению, а добровольно. Словом «полагаю» показывает, что никто ее не отнимет у Меня, а Я Сам отдаю ее.

Намекает и на мятежников, не раз упомянутых. «Они, – говорит, – не положили жизни за овец, но оставили своих последователей, ибо были наемники». А Сам Господь поступил наоборот. Когда взяли Его, Он сказал: «Если Меня ищете, то оставьте сих, пусть идут, чтобы исполнилось слово, что никто из них не погиб» ( Ин. 18:8–9, 12 ) и притом тогда, когда иудеи пришли на Него хуже, чем волки на овец. «Ибо пришли, – сказано, – с мечами и кольями, чтобы взять Его» ( Лк. 22, 52 ).

Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа.

И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя.

Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него ( 1Кор. 13, 12 ). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал: «Я знаю Моих, и Мои знают Меня», как написано: «познал Господь Своих» ( 2Тим. 2, 19 ).

Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: «Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца», то есть – Я так верно знаю Его, как Сам Себя.

Часто повторяет «Я жизнь Мою полагаю за овец» для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения «Я Свет, Я Жизнь» для немысленных казались надменными. Но слова «Я хочу умереть» не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями.

Это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом.

и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой,

Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники.

Мне «надлежит» собрать и язычников, и иудеев. Слово «надлежит» здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует.

и будет одно стадо, и один Пастырь.

«Во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника» ( Гал. 3, 28 ), и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета.

Так как Его называли чуждым Отцу, обманщиком и губителем, а не Спасителем душ, то настоящими словами Он объявляет: «Я не губитель ваш, а готов за вас все претерпеть, если уже не по другому чему, то потому, что Бог возлюбил вас столько, что и Меня Он любит за то, что Я умираю за вас. Как же Я буду обманывать вас, когда знаю, что вас Бог любит? Напротив, не лучше ли решусь умереть за вас, если не для иного чего, то для того, чтобы Отец Мой за это еще более возлюбил Меня?»

Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.

Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он умирает, как раб и слуга, по приказанию другого и вследствие подчинения сему, то говорит: «Я Сам властен в Моей смерти, как Владыка смерти. Я имею власть отдать жизнь Мою. » Хотя каждый из вас имеет власть отдать жизнь свою, ибо всякому желающему можно умертвить самого себя, но Господь говорит не об этом способе смерти, а о том, что без Его воли никто не мог бы сделать этого. У людей так не бывает. Ибо и без нашей воли другие могут умертвить нас. А Христос без Своей воли никогда не пострадал бы. Посему, подчиняясь смерти только по собственному изволению, Он имеет и большее право – «опять принять жизнь».

Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Такая речь Его действительно послужила на пользу многим из слушателей. Между ними произошло разделение.

Одни, для которых эти слова Его казались загадочными, думали, что Он без разумения.

Почему же Христос ничего не отвечал тем, которые говорили, что Он беснуется? Потому, что и противники их и защитники Его не могли заставить их молчать и быть для них более достоверными. Так как они разделились и восстали друг против друга, то к чему еще было и Ему противоречить хульникам, когда притом Он нисколько не будет иметь от них доверия?

Другие, понимая несколько, говорили: «Это слова не бесноватого». Так как Господь словами не мог заградить им уста (ибо и благоразумные ни сами не поняли вполне слов Его, ни убедили бы своих противников), то пытаются защитить Христа делами и говорят, что это слова не бесноватого.

Откуда же это видно? Из дел. Неужели бес может открывать глаза слепым? А если дело это божеское, таковы же непременно и слова.

Какое обновление было в Иерусалиме? Одни говорят, что обновление праздновали в тот день, в который был устроен храм Соломонов. Другие же говорят не так, но что евангелист разумеет здесь обновление храма, созданного после возвращения из плена. Праздник этот был светлый и многолюдный. Так как город, после продолжительного плена, получил в храме как бы собственное украшение, то день обновления храма считали днем радости.

Была зима, и после этой зимы в первый весенний месяц Господь пострадал. Посему и евангелист заметил это время, с целью показать, что время страдания было близко, и потому Господь прибыл в Иерусалим.

На этот праздник прибыл и Иисус. Теперь Он уже часто ходил в Иудее, потому что страдания были при дверях (близко).

Доколе стоит зима, то есть настоящая жизнь, которая всегда имеет смущения от духов злобы, старайся и ты праздновать обновление своего духовного храма, постоянно обновляясь и полагая «восхождения в сердце своем» ( Пс. 83, 6 ). Тогда придет к тебе Иисус и поможет совершить праздник обновления сего, в притворе Соломоновом, охраняя тебя Своим покровом и подавая тебе мир от страстей. Ибо Он Сам будет Соломоном, что значит «мирный». Итак, кто, по выражению пророка, «водворяется. в крове» ( Пс. 90, 1 ) Христа, Мирного, с тем Сам Христос празднует обновление души его, доколе продолжается зима, то есть настоящая жизнь. Ибо будущий век подобен весне; тогда все оживет и получит новое бытие; тогда никто не может обновить душу; все такие дела окончатся с настоящим веком.

Иудеи окружили Его и, по-видимому, от некоторого усердия к Нему и желания узнать истину, просят сказать им «Христос ли Он» ; но на самом деле вопрос их был праздный и злонамеренный. Ибо тогда как дела Его доказывают, что Он – Христос, они для убеждения требуют слов. Это скорее свойственно шалунам и насмешникам. Впрочем, вопрос их, полный неблагодарности и притворства, обнаруживает их развращение.

Говорят: «Скажи нам прямо». Между тем Он много раз говорил прямо, когда приходил на праздники, и ничего не говорил тайно, называл Самого Себя Сыном Божиим и Светом, и Путем, и Дверью и ссылался на свидетельство Моисея.

Посему, уличая их в том, что они спрашивают со злым намерением, Господь отвечает им: «Я многократно говорил вам, и вы не верите».

И иначе: «Что притворяетесь, будто послушаетесь одного простого слова? Вы не принимаете дел, которые творю Я не как противник Богу, но во имя Отца Моего. Как же вы поверите одному простому слову?» Ибо несомненно, что дела гораздо убедительнее, чем слова. Это высказывали и умереннейшие из них: «Не может человек грешный творить такие чудеса» ( Ин. 9, 16 ).

«Вы, – говорит, – не веруете Мне потому, что вы не из Моих овец». Я, как добрый пастырь, со Своей стороны исполнил все, что Мне должно было сделать; если же вы не следуете за Мною, то не Я недостоин звания пастыря, но вы недостойны звания овец.

Сказав им, что они не из овец Его, теперь склоняет их сделаться овцами Его. Для сего и прибавляет: «Овцы Мои слушают гласа Моего, и они идут за Мною».

Потом, подстрекая их, сказывает и то, что получат идущие за Ним. «Я, – говорит, – даю им жизнь вечную, и они не погибнут вовек» и прочее. Конечно, такими словами Он возбуждает их и внушает им ревность и желание следовать за Ним, коль скоро Он подает такие дары.

Как же говорит «овцы Мои пойдут за Мною, и они не погибнут»? А между тем мы видим, что погиб Иуда. Но он погиб потому, что не последовал за Иисусом и не пребыл до конца овцою. А Господь говорит об истинных Своих последователях и овцах, что они не погибнут. Если же кто-нибудь отстанет от стада овец и перестанет следовать за Пастырем, тот вскоре погибнет.

Случившееся с Иудою можно употребить и против манихеев, Иуда был святым и овцою Бога, но отстал: отпал именно по своему выбору и самовластью. Значит, зло или добро существует не по природе, но является и прекращается от свободного произволения.

Почему они не погибнут? Потому, что никто не может «похитить их из руки Моей; ибо Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и из руки Его никто не может похитить их», а потому и из Моей руки.

Но спросит иной: «Как Господь сказал, что никто не похитит их из руки Отца Моего, тогда как мы видим, что многие погибают?» На это можно ответить, что похитить из руки Отца никто не может, а обольстить могут многие. Ибо насильно и самовластно никто не может отвлечь их от Отца, Бога; а по обольщению мы каждый день запинаемся.

Ибо Моя и Отчая рука – одна, Я и Отец одно, то есть по власти и силе. «Рукою» называет власть и силу. Итак, Я и Отец одно по Естеству и по Существу, и по власти. Так поняли и иудеи, что Он сими словами объявляет Себя Единосущным Богу, и за то, что Он делает Себя Сыном Божиим, схватили каменья, чтобы побить Его.

Так как Господь сказал, что Я и Отец – одно, разумеется, по власти и силе, и показал, что рука Его и Отца одна, то иудеи сочли это за богохульство и хотели побить Его камнями за то, что Он делает Себя равным Богу.

Господь, обличая их и показывая, что они не имеют никакой благословной причины к неистовству против Него, но ярятся напрасно, напоминает им о чудесах, какие Он совершил, и говорит: «Я показал вам много добрых дел; за которое из них хотите побить Меня камнями?»

Они отвечают: «Мы хотим побить Тебя камнями за богохульство, за то, что Ты делаешь Себя Богом». Он не отрицает этого, не говорит, что Я не делаю Себя Богом, Я не равен Отцу, но еще более утверждает их мнение. А что Он Бог, доказывает это тем, что написано в законе.

Законом же называет и книгу Давида, равно как и все Писание. Слова Его имеют такой смысл: если получившие обожение по благодати суть боги ( Пс. 81, 6 ), и это не поставляется им в вину, то какая справедливость, когда вы осуждаете Меня, Который по естеству – Бог, Которого Отец освятил, то есть определил на заклание за мир? Ибо отделенное Богу называется святым. Очевидно, когда Отец освятил Меня и определил на спасение мира, Я не равен прочим богам, но есмь истинный Бог. Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я – Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение.

Да постыдятся сих слов ариане и несториане. Ибо Христос есть Сын Божий и Бог по Существу и Естеству, а не тварь, и дает обожение прочим, к которым было Слово Божие, а не обожается Сам по благодати. Очевидно, Он настоящими словами отличает Себя от обожаемых по благодати и показывает, что обожение даровал им Он, будучи Слово Божие и вселившись в них. Ибо это обозначается словами «к которым было Слово Божие», с которыми было, в которых обитало.

Как же Я богохульствую, когда называю Себя Сыном Божиим? Ибо хотя Я ношу плоть и происхожу от потомства Давидова, но вы не знаете тайны и того, что плотское естество человеческое не иначе могло принять беседу с Богом, как только если Он явится ему во плоти, как бы под завесою.

«Хотите ли вы, – говорит, – познать Мое равенство с Отцом?» Равенство по Существу вы не можете познать, потому что познать Существо Божие невозможно; но равенство и тождество дел примите за доказательство тождества силы; ибо дела будут для вас свидетельство о Моем Божестве. И вы узнаете и поверите, что Я не иное что, как Отец. Ибо, пребывая Сыном и отличаясь Лицом, Я имею одно и то же Существо; равно как и Отец, пребывая Отцом и отличаясь Лицом, есть не иное что, как Сын, разумеется, по Существу и Естеству. Хотя Мы и различаемся Лицами, но Лица неразлучны и нераздельны, а Отец и Сын пребывают один в другом неслитно.

У нас отец существует отдельно от сына, хотя и одно по природе. Но в Лицах божеских не так, как у нас; а Они пребывают одно в другом неслитно. Посему о нас и говорится «три человека», ибо мы – раздельные Лица, а не составляем собственно одно; а о Святой Троице говорится «един» Бог, а не три, потому что Лица неслитно сопребывают Одно с Другим. Прибавь к сему тождество воли и хотения.

Ищут схватить Господа, не перенося Его высокого свидетельства о Самом Себе, ибо они не терпели превосходного Его богословия. Но Он удаляется, уступая гневу их и устрояя так, чтобы чрез Его удаление страсть гнева их утихла. Удаляется вопреки воле их, с целью показать (о чем мы многократно говорили), что Он не был бы взят и на крест, если бы не предал Сам Себя добровольно.

Куда же удаляется? За Иордан, в то место, где крестил Иоанн. Не без цели Он удалился сюда, но с тем, чтобы многим напомнить о том, что там произошло и что Иоанн говорил о Нем.

Что пребывание Его здесь многим принесло пользу, это видно из того, что Евангелист прибавляет: «Многие пришли к Нему и, вспомнив об этом месте, говорили, что Иоанн никакого чуда не сотворил». Слова их имеют такое значение: если мы верили тому (Иоанну), хотя он не сотворил никакого чуда, то гораздо более должно веровать Этому (Иисусу), так как Он совершил столько чудес.

Поелику уже Иоанн свидетельствовал о Христе, а чуда никакого не сотворил и потому мог быть сочтен недостоверным, то евангелист прибавляет: «Все, что ни сказал о Нем Иоанн, было истинно».

Примечай, что удаление Христа совершается и в духовном смысле. Он удаляется из Иерусалима, то есть от иудейского народа, и переходит в место, имеющее источники, то есть в Церковь из язычников, имеющую источники крещения. И приходят к Нему многие, переходя через крещение. Ибо «за Иордан» означает это, то есть переход чрез крещение. Ибо никто не приходит к Иисусу и не делается истинно верным иначе, как прошедши чрез крещение, которое обозначается Иорданом.

Источник

Adblock
detector