школа без стен б шлезингер сша

Школа без стен средней школы (SWW) небольшая общественного магнит средней школы в Foggy Bottom города Вашингтон, округ Колумбия Это разговорно называют студентами и преподавателями в качестве «Стены». Школа основана на концепции городского образования, которая побуждает учащихся «использовать город как классную комнату», что и является источником ее названия.

В рамках партнерства школы с Университетом Джорджа Вашингтона учителя и студенты могут посещать классы двойной регистрации в университете. Учащиеся программы GW Early College выпускаются с дипломом об окончании школы без стен и со степенью младшего специалиста по гуманитарным наукам Университета Джорджа Вашингтона.

СОДЕРЖАНИЕ

История школы

В августе 2011 года «Школа без стен» была вынуждена временно закрыться из-за повреждений, нанесенных стенам и крыше здания во время землетрясения и урагана «Айрин» несколько дней спустя.

Несмотря на сопротивление родителей и учеников, SWW объединилась с соседним Образовательным кампусом Фрэнсиса-Стивенса, переименованного в Школу без стен при Фрэнсисе Стивенсе, в 2014 году. Фрэнсис-Стивенс, который обслуживает дошкольные учреждения до восьмого класса, не был зарегистрирован и был намечен на закрытие, в то время как здание «Школы без стен» было слишком маленьким для студенческого контингента. Две школы теперь разделяют администрацию, хотя Фрэнсис-Стивенс неизбирательный, и выпускникам не гарантируется вход в среднюю школу «Школа без стен». Студенты SWW не посещают занятия в Francis-Stevens из-за расстояния между зданиями и потому, что Francis-Stevens быстро стал более популярным, достигнув списка ожидания более 900 в 2016 году.

Историческое здание

220px Ulysses S. Grant School

До того, как его заняла Школа без стен, здание сильно обветшало. Школа сильно пострадала от воды, кирпичный фасад нужно было перекрашивать, а черепичная крыша постоянно теряла черепицу. 13 февраля 2006 года городской совет округа Колумбия и попечительский совет Университета Джорджа Вашингтона одобрили сделку на 12 миллионов долларов по ремонту и расширению школьного здания в обмен на передачу университету собственности на парковке позади школы.

Старый фасад сохранился нетронутым, в то время как внутренняя часть была отремонтирована и реконструирована. Новое здание было добавлено в качестве дополнительного крыла, чтобы вместить увеличивающийся набор.

Источник

Статья по теме «Метод проектов»

Метод проектов является одним из известных способов активизации образовательной деятельности учеников. Однако, кроме популярности этой технологии, мы имеем утрирование её основных принципов, искажение её сути, что приводит к появлению проектов, не имеющих никакого отношения к методу проектов. От учителей нередко можно услышать: «метод проектов ничего не даёт», «это просто другое название того, над чем мы давно работаем». Для преодоления этих стереотипов важно детально проанализировать историю развития метода проектов, рассмотреть причины запрета этой технологии в 1931-м году, ознакомиться с мнением современных учёных. В процессе организации проектной деятельности очень многое зависит от роли и функции учителя, поэтому педагогу важно не только ознакомиться с требованиями к организации метода проектов, но и провести исследование личностных качеств, своего отношения к преподаванию и ученикам, подумать о целях, которые он ставит в своей деятельности.

В педагогической литературе термин «метод проектов» впервые появился в 1908–1910 годах в отчётах массачусетской школьной администрации. Американское бюро образования в 1911 году утвердило его на официальном уровне. Однако многие учёные критически относились к термину «метод проектов», считая его не совсем удачным, по этому поводу в США длительное время велись дискуссии. Появление проектного обучения связывают с сельскохозяйственными школами США конца ХIХ века и с организацией школ в Англии в соответствии с идеями Сесиля Редди.

В начале ХХ века проектными технологиями заинтересовались и общеобразовательные школы. Теория и практика проектного обучения стали активно распространяться параллельно в России и США, однако подходы и понимание сути метода в этих странах были разными. Российские психологи и педагоги рассматривали его как способ всестороннего развития личности. В США проекты были целью обучения, связанного с выполнением учебных заданий в реальных жизненных ситуациях.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА ДЬЮИ

В конце ХIХ – начале ХХ века в крупных странах Европы и в Америке возникло одно из направлений реформаторской педагогики — американский прогрессивизм, философской основой которого стал прагматизм, основанный У. Джеймсом. Это направление по- лучило дальнейшее развитие в работах Д. Дьюи, рассматривающего понятия и теорию лишь как инструмент для приспособления к внешней среде. На этой новой концепции основывались и педагогические идеи Дьюи. Исходя из основных положений прагматизма, Дьюи считал необходимым строить воспитание и обучение на основе личного опыта детей, который дополняют знания по отдельным учебным предметам, имеющим отношение к деятельности ребёнка в данный момент. В соответствии с этим направлением педагогической мысли целью воспитания было обучение ребёнка умению решать реальные жизненные проблемы и достигать максимального благополучия в рамках норм, признанных обществом: то есть учеников необходимо приучать не к пассивному приспособлению к реальным условиям, а к активному поиску возможностей улучшения жизни. В книге «Школа и общество» Дьюи подчёркивает преимущества активных методов обучения: «Применение в школе разных форм активной работы приведёт к полному обновлению школьной атмосферы. Это даст ребёнку возможность приспособиться к жизни, школа станет для него домом, где он будет учиться, не отрываясь от жизни, вместо того чтобы оставаться всего лишь местом, где ребёнок продолжал бы учить свои сухие уроки, имеющие очень отдалённое отношение к тому, что может понадобиться ему в дальнейшем на жизнен- ном пути». Прогрессивизм имел чёткую практическую направленность — реформирование американской школы. Поэтому вопрос о взаимоотношениях школы и общества постоянно обсуждался. Дьюи как ведущий теоретик прогрессивизма выступал против рассмотрения проблем школы без социального контекста, признавал её роль в переустройстве общества, но отрицал любую партийность и революционное вмешательство в её жизнь. В своей работе «Демократия и образование» учёный подчёркивал, что учителя во время обучения должны объяснять ученикам социальные проблемы, но не проводить никакой агитации. В работе «Школы будущего» Дьюи раскрывает суть проблем того времени: «Ребёнок должен развиваться и развиваться естественно, но жизнь общества так усложнилась, его требования к ребёнку так важны и настойчивы, что детям приходится объяснять достаточно много вещей. В современной жизни то, что окружает ребёнка, соединяет в себе и сложное материальное положение, и социальные отношения людей. Чтобы это охватить, детям нужно знать действительно многое. Как же лучше организовать это дело?» Для решения этой проблемы Дьюи провозглашает лозунг «Обучение через деятельность». Обосновывая свою мысль, американский учёный доказывал, что школьник является очень активным по своей природе, поэтому проблемой педагогики всегда было то, как направить эту активность в нужное русло. В той же самой работе Дьюи отмечает: «Самый сложный урок, который приходится усвоить ребёнку, это практический: ребёнок должен приспособиться к людям и работе, и если в этом его постигнет неудача, никакое количество книг не сможет помочь делу». Дьюи считал, что деятельность школы должна быть направлена на удовлетворение потребностей и развитие способностей детей. Он требовал учитывать основные импульсы естественного развития детей, а именно:

потребность в общении с другими людьми;

потребность в игре;

потребность в самовыражении;

потребность в познании.

Содержание образования должно быть направлено на решение разнообразных жизненных задач, приобретение опыта и его обогащение в условиях образовательной среды. Роль учителя и воспитателя состоит лишь в направлении учеников соответствен- но их потребностям, поддержке самостоятельной деятельности детей, в развитии их любознательности. Идеи американского педагога способствовали пониманию сущности детской природы, поиску новых форм обучения, одной из которых является метод проектов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Э. КОЛЛИНГСА

В 1917 г. профессор Э. Коллингс начал внедрение метода проектов в одной из обычных сельских школ штата Миссури. Ведущими принципами, на которых базировался этот метод, были учитывание природных спонтанных импульсов ребёнка и сопутствующее обучение. Согласно этой методике ученики должны были сами проектировать то, чем им пред- стояло заниматься. Целью школьного образования было не приобретение ребёнком тех или иных знаний, которые даёт обычная школа, а непосредственное улучшение жизни ребёнка. Отправным пунктом обучения стала та жизнь, которую вели мальчики и девочки 6 – 14 лет со всеми их интересами и желаниями. Первым шагом своей системы Коллингс считал помощь ребёнку в выборе захватывающей и плодотворной деятельности, а также в решении вопросов, с которыми ему пришлось бы столкнуться в процессе этой деятельности. Первоочерёдное внимание уделяли тем видам деятельности, которые являлись особенно эффективными для приобретения знаний. Образовательная программа была совокупностью взаимосвязанных исследований. Материал для обучения — повседневный опыт учеников, которые сами выбирали содержание учебной работы. Учитель лишь помогал им осуществить запланированную деятельность.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ У. КИЛПАТРИКА

Идеи Дьюи нашли своё продолжение в деятельности У. Килпатрика — профессора педагогического колледжа. В 1918 году он пишет работу «Метод проектов», в которой рассматривает систему целевых актов педагогического процесса. Основная идея этого педагога основывалась на активной деятельности учеников в общественном окружении. Он был противником традиционного школьного образования, считая, что оно негатив- но влияет на жизнь и характер ребёнка. Килпатрик дал такую характеристику методу проектов: «Это метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с решением какого-либо учебного задания в реальной жизненной ситуации». Понятие проект Килпатрик понимал в очень широком значении: по его мнению, это активность, необходимая для выявления поставленной цели. Несмотря на популярность идей Клипартика (по его методу проектов обучалось до 35 000 учеников в каждом штате), его методы критиковали. Возникли существенные разногласия между ним и Дьюи, считавшим, что невозможно приносить в жертву нововведениям традиционные формы обучения. Он выступал за сохранение предметной системы в условиях комплексного обучения и настаивал, что получение детьми систематических знаний возможно лишь под руководством подготовленных учителей; считал, что большинство проектов банальны и не имеют образовательной ценности. Предложенный У. Клипартиком «метод проектов» приобрёл широкую известность не только в Америке, но и во многих других странах.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ШАЦКОГО

Рассмотрим развитие проектного обучения в на- чале ХХ века в России. Российские учёные связывали метод обучения, прежде всего, с проблемой развития личности, подготовки её к жизни и дальнейшей деятельности. В 1905 году С. Шацкий (1878–1934) создал небольшую группу сотрудников, которая работала над активным использованием проектного метода в практике преподавания. Созданная Шацким школа для подростков товарищества «Сетлемент» работала на основе проектной деятельности, теоретически разработанной позднее. В работе «Детский труд и новые пути» педагог подчеркнул суть своих взглядов на обучение: «Если дети что-нибудь думают, желают, мечтают, то нужно сделать так, чтобы то, что есть у них внутри, вылилось наружу, вошло в их повседневную жизнь. Необходимо помочь им, поскольку взрослые присвоили себе, и то безосновательно, право знать, что именно необходимо ребёнку, и такое же право не считаться с тем, чего хочет ребёнок». Шацкий приводит перечень «проектов» воспитанников: создание компаса, звонка, моделей домов, изделий из глины. Объекты деятельности выбраны соответственно интересам и потребностям детей, например: звонки мальчики делали для того, чтобы установить их в своих квартирах. Изделия детей были представлены на выставке. За них «Сетлементу» была присвоена большая золотая медаль Министерства торговли и промышленности. В работе Шацкого «Дети — работники будущего» определены основные требования к эффективному обучению учеников:

построение отношений между преподавателем и учеником на основе сотрудничества и доверия;

акцент на самостоятельности учеников;

наличие «простора для инициативы»;

обязательное учитывание интересов детей.

Также Шацкий определил последовательность элементов этого обучения:

реальный опыт ребёнка, который может быть выявлен педагогами;

организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает ребёнок);

знакомство с накопленным человеческим опытом (готовые знания);

упражнения, закрепляющие новые знания и навыки.

Однако идеи Шацкого не имели дальнейшего развития в России того времени. После социально- политических перемен 1917-го года молодое советское государство, не получив в наследство от ста- рой России существенного научно-педагогического опыта, стремилось использовать всё самое ценное из мирового педагогического опыта. Наибольшее влияние на советских педагогов оказали идеи Дьюи. Как отметил И. Бровер: «Не принимая всей концепции Дьюи в целом, считаем, что техника его педагогики настолько выше той, которая был оставлена нам в наследство дореволюционной Россией, что из неё многим можем и должны пользоваться».

Периодизация становления метода проектов

в отечественной и зарубежной педагогике

Метод проектов в отечественной педагогике

Метод проектов в зарубежной педагогике

Зарождение метода
(начало ХХ в.)

1905 г. — группа учителей под руководством С.Т. Шацкого предпринимает попытку использовать проектные методики в обучении. С1918 г. после опубликования книги В. Килпатрика «Метод проектов» происходит массовое внедрение метода.

1908 г. — в Америке Д. Снедзен впервые употребил термин «метод проектов». 1911 г. — американское Бюро воспитания узаконило термин «метод проектов», и он стал широко применяться в педагогической литературе. 1919 г. — американское школьное ведомство выпустило рекомендации «Проектный метод в деле образования» и тем самым официально ввело этот метод в практику школьного обучения.

Научное обоснование метода
(1914–1921)

Е.Г. Кагаров проанализировал опыт реализации метода проектов в России и за рубежом и сформулировал его отличительные черты: опора на интересы детей, копирование тем из взрослой жизни, ведущая роль принадлежит творчеству и самостоятельности. Г. Меандров изучал этапы работы над проектами и деятельность учителя и учащихся на каждом этапе.

В. Килпатрик сформулировал теоретические основы метода проектов (связь тем проектов с детскими интересами; определение изучаемого материала учащимися; связь каждого проекта с последующим); разработал первую классификацию проектов в соответствии с их целями (воплощение мысли во внешнюю форму; получение эстетического наслаждения; решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы; получение новых данных; развитие таланта). Э. Коллингс проводил экспериментальные исследования, доказывая преимущества метода проектов перед традиционной системой обучения.

Интенсивное внедрение метода проектов в педагогическую практику на научной основе (1920–1930е гг)

Отдельные элементы метода проектов использовались в следующих педагогических направлениях и формах организации учебной деятельности: трудовая школа — выявление характера одаренности детей, практическая трудовая деятельность, нацеленная на конечный результат; исследовательский метод — переход от классно-урочной системы к свободной учебной деятельности ребенка; студийная система — самостоятельная работа в группах с распределением ролей для достижения общей цели в лабораториях, а также вне школы. Комплексный метод — выдвижение цели, проработка темы обговаривание пути достижения целей, составление плана работы и учитель как консультант. Звеньевая работа — самостоятельное решение предложенных вопросов с последующим отчетом о результатах деятельности.

Е. Паркхерст (Дальтон-план) организует сотрудничество учащихся разных классов, ступеней обучения, возрастных групп; стимулирует самостоятельную работу учащихся в группах, составление индивидуального плана работы или расписания, учитель выступает в роли советчика, помощника. К. Уошберн (школа в Виннетке) особое внимание уделял связи обучения с практической деятельностью, интеграции учебных дисциплин, лабораторной работе. Р. Бертран (школа Бикон-Хилл в Англии) использовал метод проектов в системе свободного воспитания без выставления отметок с дифференциацией на средней ступени обучения. Йен-план П. Петерсена — комплексное обучение, при котором содержание учебного материала определяется интересами учащихся с учетом индивидуальных способностей. О. Декроли организовал изучение разных школьных дисциплин в составе одной темы (метод центра интересов). С. Френе использовал метод проектов как средство стимулирования процесса обучения (технология свободного труда).

Угасание интереса к методу проектов в теории и практике образования (1930–1950е гг)

Внедрение метода проектов в сферу бизнеса и инженерии.

Идеи проектного обучения были положены в основу концепции общего образования Б. Отто, который определил проект как связь теории с практикой.

Новые направления использования метода проектов в обучении (1960–1990е гг)

Московско-норвежская школа; московская гимназия № 1546; пилотные школы Самарской области.

«Школа без стен» (Б. Шлезингер, США).

Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Источник

Развитие метода проектов в других зарубежных странах. «Новое воспитание»

Петер Петерсон (1884-1952) выдвинул идею «йена-плана», нацеленного на пробуждение сознательности и активности учеников. Предложенная им система организации работы в школе сочетала индивидуализацию учебно-воспитательного процесса с коллективной деятельностью учащихся. Школа заменялась воспитательной общиной, в которой должны были сочетаться самостоятельность учеников и их подчинение определенным правилам. Обучение в рамках «йена-плана» проводилось комплексно на основе тематической интеграции учебного материала, организовывались разнообразные виды работы в группах учеников. В основе деятельности школы на основе «йена-плана» лежали принципы уважения к личности, сочетания свободы и самостоятельности детей и их взаимозависимости в повседневной жизни, учебе, труде, тесная связь детей, учителей и родителей. Классы заменялись четырьмя разновозрастными группами (численностью 30-40 человек). Старшие учащиеся выступали в роли опекунов, помощников для младших. Внутри групп на основе текущих интересов учащихся, их индивидуальных «рабочих линий» образовывались временные, свободно создаваемые школьниками подгруппы, состав которых мог меняться в зависимости от видов учебной работы [12].

В «йена-плане» учителя ориентировали учащихся на самостоятельную оценку результатов учебной деятельности, взаимооценку, высказывали благожелательные, корректирующие суждения, избегая жестких оценок. Перевод из одной группы в другую осуществлялся на основе «общей зрелости» учащихся, их личностного роста. Групповая организация жизни школы служила средством «духовной общинности», внутреннего роста, в процессе которого ребенок имел возможность «довести свою индивидуальность до личности» [Там же].

Таблица 4. Периодизация становления метода проектов в зарубежной педагогике. [8].

Метод проектов в зарубежной педагогике

Зарождение метода проектов (начало 20в)

В. Килпатрик сформулировал теоретические основы метода проектов (связь тем проектов с детскими интересами; определение изучаемого материала учащимися; связь каждого проекта с последующим); разработал первую классификацию проектов в соответствии с их целями (воплощение мысли во внешнюю форму; получение эстетического наслаждения; решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы; получение новых данных; развитие таланта). Э. Коллингс проводил экспериментальные исследования, доказывая преимущества метода проектов перед традиционной системой обучения

Е. Паркхерст (Дальтон-план) организует сотрудничество учащихся разных классов, ступеней обучения, возрастных групп; стимулирует самостоятельную работу учащихся в группах, составление индивидуального плана работы или расписания, учитель выступает в роли советчика, помощника.

К. Уошберн (школа в Виннетке) особое внимание уделял связи обучения с практической деятельностью, интеграции учебных дисциплин, лабораторной работе. Р. Бертран (школа Бикон-Хилл в Англии) использовал метод проектов в системе свободного воспитания без выставления отметок с дифференциацией на средней ступени обучения.

О. Декроли (Бельгия) организовал изучение разных школьных дисциплин в составе одной темы (метод центра интересов).

С. Френе (Франция) использовал метод проектов как средство стимулирования процесса обучения (технология свободного труда)

Идеи проектного обучения были положены в основу концепции общего образования Б. Отто, который определил проект как связь теории с практикой

Источник

«ШКОЛА БЕЗ СТЕН» КАК МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И АКАДЕМИЕЙ

sww 28 02 2017

«ШКОЛА БЕЗ СТЕН» КАК МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И АКАДЕМИЕЙ

В 2005 году, на конференции «Богословское образование – 7» в Москве, был поднят вопрос о роли богословского образования в жизни церкви и общества. Эта тема вызвала оживление и дискуссию среди представителей богословского образования Евразии.[1] Это и понятно, ведь спустя первые 16 лет богословского образования в постсоветском контексте, (если делать отсчет от возникновения Одесской богословской семинарии[2], образование столкнулось с проблемой взаимопонимания с церковными сообществами из-за различия в ожиданиях между академией и церковью[3]. И как следствие, многие начали поиски решений в создавшейся ситуации напряжения. Именно тогда, впервые была представлена программа «Школы без стен», разработанная Ассоциацией «Духовное возрождение» и стартовавшая в 2004 году.

Поиски модели взаимодействия между церковью и академией продолжаются и посей день. Академия пытаясь ответить на запросы церкви, учитывает также и современные стандарты для образования, церковь же ожидает от учебных заведений таких выпускников, которые бы соответствовали прежде всего высоким духовным стандартам, где не последнее слово занимает конфессиональность учебного заведения. Одной из усугубляющих препятствий в поиске модели взаимодействия являются серьезные проблемы богословских учебных заведений, связанные с поступлением молодого поколения в христианские ВУЗы. Студентов на стационар практически не хватает. Об этом говорит старший пастор одной из стремительно растущих баптистских церквей, Николай Романюк в своей публикации – «Перспективы богословского образования в ВСЦ ЕХБ. Взгляд».[4] И это приводит часто к тому, что церковные сообщества уже не берут во внимание учебные заведения, а ищут альтернативные возможности для подготовки лидеров через образование. По мнению Николая Романюка семинарии по-настоящему не зависят от самих церквей.[5]

«Школа без стен» не является альтернативой богословскому образованию, хотя ее так многие и воспринимают. Это видно из того, что на одной из богословских конференций ШБС отнесли к разряду альтернативного богословского образования.[6] Кажущаяся альтернативность, на самом деле должна рассматриваться как возможность подготовки лидеров не в условиях семинарии или христианского университета, а в «полевых» условиях служения, активно участвуя в евангелизационных и социальных проектах, находясь на острие миссии, воплощая стратегическую инициативу влияния на общество.[7]

Попытка ответить на нужды церкви

Актуальность ШБС заметили лидеры национальных евангельских и богословских движений. Так Юрий Сипко, председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов (2002-2010 гг.) говоря о «Школе без стен», подчеркнул – «”Школа без стен” – это вклад в христианство ХХІ века. ШБС выражает идею живого христианства, практической веры для молодых последователей Христа»[8]. Сергей Санников, президент Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации обратил внимание на ключевые особенности данного образовательного движения — «”Школа без стен” – это стратегический, творческий и эффективный подход в подготовке молодежи в нашей современной реалии, чтобы стать христианскими лидерами следующего поколения…»[9].

С самого начала своего существования, «Школа без стен» избрала путь неакадемического образования, которое направленно на подготовку молодых лидеров нового поколения непосредственно в церкви для эффективного служения в церкви и трансформации общества. В этом плане, ШБС занимает свою нишу в христианском образовательном сообществе, не являясь альтернативой ни семинариям и университетам, ни колледжам и библейским институтам. «Школа без стен» – это не только попытка занять свое место в образовании, но и ответ на нужды церквей, нуждающихся в актуальном образовании, сфокусированном на молодежь и практическую, социально-ориентированную миссиологию.

Цель «Школы без стен» – способствовать возрождению миссионерского движения и росту церквей мотивированием, оснащением и формированием молодых лидеров служения, как это заявлено в мотивационной брошюре ШБС.[10] В связи с этим «Школа без стен» является децентрализованной, гибкой и настроеной на влияние на местном уровне; доступной для студентов, находящихся на разных уровнях; чувствительной к реальности; чуткой к отношениям и социальной по конструкции; а также неразрывно связанной с церковью и управляемой местными лидерами.

Библейские ориентиры для неакадемического образования

Любой формат образования не может заменить роль ученичества, подразумевающего неформальность обучения «один на один». Неформальность подразумевает также серьезный акцент на непосредственную практику и менторство, когда ученик фактически закреплен за мастером. Такой подход в обучении имеет огромный положительный эффект, но требует также и огромных затрат временного, ментального и эмоционального характера. Это фактически – «впустить с свою жизнь другого человека с целью воспроизвести себя – свой талант, свой характер, свои ценности и навыки. Такой вид обучения ярче всего проявляется в Новом Завете на примере Иисуса Христа и его двенадцати учеников.

Сила учительства Иисуса Христа заключалась не только в ясной методике, энергетике слов и харизме личности. Его сила заключалась в установлении такой системы ученичества, в которой Его последователи в конце процесса становились учителями Его уровня. Вместо того, чтобы в самый ответственный момент отдать 100% себя служению людям, он набирает себе команду из двенадцати и посвящает себя им. Этот приоритет поначалу сохранялся в первохристианской общине. Именно учениками называют последователей Иисуса в Иерусалиме. Только спустя несколько лет, в Антиохии Сирийской учеников Христа впервые называют христианами.

В своем последнем воззвании к своим ученикам Господь призвал своих учеников –сделайте учениками Его последователей из всех народов. Эта фундаментальная идея ученичества и подразумевает, в чем же сила древнего христианства – в преобразовании мировоззрения и характера учеников.

Фактически изначально, христианство развивалось как движение учеников, которое вносило в их жизни серьезнейшие изменения в их понимании, убеждениях и ценностях. В этом плане оно не было таким многочисленным, но уверенно развивалось. Три тысячи, а через некоторое время пять тысяч обращенных, это лишь фрагменты великого движения ученичества, начатого в день Пятидесятницы. Ведь обратившиеся в Иерусалиме не были из числа коренных жителей Иерусалима. Это были паломники, пришедшие на праздник из разных стран и провинций огромной Римской империи, которые впоследствии и стали теми первыми миссионерами, которые понесли Евангелие Иисуса Христа в мир! Сама церковь в Иерусалиме была небольшой и не сформированной как организация. Иерусалимская церковь была феноменом ученичества и христианской коммуны. Апостолы учили, а церковь жила на основании этого учения. Хотя в Деянии Апостолов мы и не видим, что ученики Христа буквально сформировывали группы двенадцати, но ясно одно – они учили в самой домашней обстановке, как и написано – «преломляя по домам хлеб…» (Деян.2:46).

В дальнейшем, это движение ученичества было подхвачено Апостолом Павлом и возведено в принцип, о котором мы читаем в 2Тим.2:2 – «…что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». Павел призывает своего верного ученика – Тимофея к продуктивному ученичеству. Фактически он указывает, что влияние ученичества закрепляется тогда, когда есть четыре поколения обучающихся. Из текста мы видим, что это сам Павел, его ученик Тимофей, верные люди и другие…

Последнее письмо апостола, фактически предлагает программу действий новозаветной церкви в послеапостольский период, где ценность служения сосредоточена в служении конкретной личности. Павел развивал Тимофея. Тимофей ищет среди большинства в церковном собрании верных людей. Верные люди сосредоточены на обучении других верных людей, и только таким образом происходит преобразование общества и влияние христианства в мире.

Ученичество предполагает, что последователь будет похож на своего учителя. Другими словами, что делает сегодня учитель, завтра будет делать и его ученик. Этот принцип заставляет задуматься многих, которые становятся на этот путь, что они реально делают в этом мире? Другими словами, ученичество заставляет честно и критически переосмыслить себя и свою деятельность, чтобы сосредоточиться на самом главном.

Смысл «Школы без стен»

«Школа без стен» – это гибкая программа обучения для молодежи, которая может длиться от одного до двух лет. Учебные курсы ориентированы на развитие в трех основных областях: это мотивация и мировоззрение, прикладные курсы, позволяющие развить навыки и развитие в сфере менеджмента и планирования. Тренинги ШБС включают в себя актуальные темы касающиеся церкви, миссии, культуры и общества. Они направлены на развитие навыков и отвечают на современные социальные вызовы.

Что это значит? Прежде всего, что обучение начинается с базовых тем мировоззренческого характера, где молодому человеку предлагается мотивация к развитию с целью преобразования мышления и формирование основополагающих взглядов в отношении богословия влияния.

Здесь традиционные предметы, касающиеся богословия и герменевтики заменены курсами, сфокусированными на прикладной характер христианской веры и касающиеся преобразования общества.

Современный контекст миссии требует активной социальной направленности. Практически все эффективные способы евангелизма сегодня начинаются с социального влияния, поэтому основной акцент программы ШБС в том, чтобы развить навыки социального служения в обществе, что является необходимым мостом для благовестия.

С чего все начиналось?

«Школа без стен» появилась осенью 2004 года, как «пилотный» вариант в Запорожье, в региональном миссионерском центре Ассоциации «Духовное возрождение», а также в нескольких региональных центрах и уже с самого начала собрала 750 студентов. Уже буквально через год, интерес к программе был настолько велик, что количество региональных школ и количество студентов увеличилось настолько, что ШБС превратилась в образовательное движение, поражающее своей гибкостью, неформальным подходом, здоровой интеграцией церковности и академизма богословских учебных заведений. В 2005 году в «Школе без стен» училось уже полторы тысячи студентов.

По мнению инициаторов ШБС со стороны Ассоциации «Духовное возрождение» — «Идея «Школы без стен» изначально призвана служить обновлению миссионерского движения, стать вдохновляющим видением для каждой поместной церкви».[11] И это обновление выразилось в расширении миссионерского кругозора, проницательности и видения.

Ведь не секрет, что первыми, кто поддержали идею «Школы без стен», были преподаватели христианских учебных заведений, колледжей и семинарий. ШБС ежегодно привлекает в свои ряды более двух тысяч студентов и ее география стремительно растет. Начавшись на Украине, ШБС пришло в Российскую федерацию, Беларусь, Молдову, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан. На сегодняшний день «Школа без стен», благодаря неформальному подходу в обучении, проводит свое обучение в 14 странах и насчитывает 1503 студента. Наибольшее количество студентов было в 2013-2014 учебном году.[12] Начиная с 2014 года, отметив свое десятилетие,[13] «Школа без стен» фокусирует свое служение прежде всего в недостигнутых регионах и постсоветских странах Центральной Азии и Закавказья, что связано прежде всего с миссиологической перспективой Ассоциации «Духовное возрождение»/Mission Eurasia. Уже видно, что идеи «Школы без стен» осуществляются в евангельских церквах и без активного участия АДВ и миссии «Mission Eurasia».

«Школа без стен» пережила несколько стадий развития. В самом начале ШБС практически выглядела как колледж для церкви. Все учебные курсы по названию и содержанию напоминали учебную программу библейских колледжей и семинарий с целью охвата обучением той молодежи, которая по каким-то причинам еще не была охвачена традиционным христианским образованием. Первоначально программа подразумевала пять специализаций – проповедник церкви, преподаватель воскресной школы, руководитель молодежи, помощник пастора и помощник миссионера и была по сути своей внутрицерковной.[14] Все эти специализации подготавливали молодых лидеров к служению внутри церкви, восполняя ее нужды и запросы. Материалы программы «Школы без стен» были представлены на общем собрании ЕААА 24-27 октября 2005 г. в Москве.

Ориентир на внешний мир и общество появился позже, хотя в философии программы ШБС этот ориентир был прописан. Об этом заявлено в программе «Школы без стен» 2009 года – «По замыслу создателей ШБС, проект должен стать неформальным, осуществляться в партнерстве с Церковью и быть ориентированным на служение обществу».[15] Другими словами, изначально «Школа без стен» задумывалась как движение подготовки лидеров с острием, направленным на внешнюю функцию церкви, а не на ее внутренний ориентир.

В этот период происходит переосмысление Великого Поручения и необходимое добавление в философию благовестия, элемента преобразования и позитивных перемен на основе таких известных евангельских текстов, как Евангелие от Матфея 5:13-14, где говориться о христианских лидерах как «о соли и свете».[16]

Программа ШБС постоянно адаптируется и редактируется, чтобы быть эффективной и достигать поставленных целей. Сегодня Школа без стен больше похожа на мобильный тренинговый центр, где происходит подготовка лидеров в трехстороннем направлении – мотивация и мировоззрение, инструменты влияния, менеджмент и планирование.

Опыт Школы без стен

Время от времени, лидеры богословских учебных заведений стран Евразии обсуждает вопросы, связанные с развитием стратегического мышления в богословском образовании. Об этом говорилось на общем собрании ЕААА, которое состоялось с 21 по 24 октября 2013 г. в Киеве[17]. Параллельно с этим, в богословских учебных заведениях происходит смена поколений лидеров. Как было метко отмечено доктором философских наук Михаилом Черенковым – «Был этап пионеров, сейчас этап профессионалов»[18]. И здесь немаловажным фактором является связь с церковными сообществами. Ведь у образования всегда есть искушение оторваться от своих корней. В этом плане богословскому образованию может помочь опыт Школы без стен.

ШБС является неким «мостом» соединяющим церковь и академию, теорию и практику. Особенностью такого обучения является то, что оно проходит в церкви и для церкви, также студент не отрывается от своей работы, учебы, семьи, общества и церкви. Практически оказалось не нужным преодолевать сотни километров, чтобы учиться. Образование пришло в церковь и при этом не опустилось, а напротив, подняло церковь. Церкви, где проходит обучение становятся все более инновационными в своем служении обществу, понимая, что не только словом, но и делом нужно достигать людей. Кроме этого, программа составлялась таким образом, чтобы в ней не было тех курсов, которые практически оказываются не практическими в служении, или же являются чисто академическими курсами.

По пути гибкого формата «Школы без стен» пошел Луганский библейский колледж (до войны на Донбассе), который сделал последний набор студентов на базе поместных церквей и в соответствии с этим имеет шесть филиалов и более ста студентов по всей Луганской области[19]. Этот путь рассматривали также Кременчугская евангельская семинария (в недавнем прошлом Кременчугский региональный библейский колледж), которая кроме обучения в своих стенах теперь проводит обучение и удаленно – в Кировограде и Полтаве[20]. Филиалы КЕС (бывшая КРБК) были и раньше, но все они были за пределами Полтавской области. Теперь ситуация постепенно меняется и удаленный формат прикладного образования становится востребованным имея свои преимущества, а это серьезный шаг в сторону неакадемического и неформального богословского образования. Также гибкость программы приводит к практической ненужности развития инфраструктуры учебного заведения, и все финансовые вложения направляются непосредственно на человека – студента и преподавателя.

Постоянная обновляемость учебной программы «Школы без стен»

Учебная программа «Школы без стен» постоянно видоизменялась, для того чтобы соответствовать видению подготовки лидеров молодого поколения для служения в церкви и преобразования общества. В связи с этим, на сегодняшний день, все обучение распределено по трем основным блокам: мотивация и мировоззрение, инструменты влияния, менеджмент и планирование. В классическом виде христианское обучение подразумевает два основных направления – теорию и практику, курсы мировоззренческого характера и курсы прикладного характера. Важность третьего блока, касающегося обучения менеджмента и планирования, трудно переоценить. В этом блоке сосредоточены важные аспекты подготовки эффективного лидера, умеющего стратегически мыслить, управлять временем, планировать, разрешать конфликты, работать в команде, анализировать и управлять изменениями.

Современное лидерство не терпит безответственности, поэтому семинарские курсы по менеджменту и планированию должны помочь молодому лидеру стать тем, кем он и должен быть – ответственным, командным, организованным и эффективным.

В целом, третий блок является логическим завершением обучения, нацеливая на развитие личностных качеств лидера в сфере менеджмента.

Пример применения идей «Школы без стен» на практике

На сегодняшний день обучение в «Школе без стен» проходит в 14 странах. В Украине ШБС отмечает свой тринадцатый сезон и именно здесь это движение находится под более пристальным взглядом. В Украине в разные годы деятельности ШБС пальму первенства и успешности занимали разные города – это и Кременчуг, и Ровно, и Киев, и Луцк. На сегодняшний день таким успешным филиалом является Школа без стен в Запорожье. Об этом филиале и пойдет речь.

Филиал в Запорожье: как подготовить молодого человека к лидерству, которое приносит позитивные перемены в общество

Данный филиал пережил свое второе рождение в сентябре 2010 года, когда после двухлетнего перерыва возобновился и начал проводить обучение. На сегодняшний день в ШБС Запорожье учится более 60 человек в трех группах. Для того чтобы увидеть масштабы работы этого филиала и стремление эффективно подготовить молодых лидеров к трансформации общества, необходимо обратить внимание на то, как пресса освещала работу данного филиала. Для этого необходимо обратиться к двум основным источникам информации о ШБС – это персональный сайт и блог Школы без стен — http://bez-sten.com/ и http://bez-sten.blogspot.com/.

Так в отчете об обучении за 2012-2013 учебный год, озаглавленной в статье – «Запорожская ШБС — взгляд с высоты птичьего полета», говорится о проделанной работе в Запорожском филиале – «Получив необходимые знания и начальные навыки в служении студенты в течение учебного года принимали участие в 32-х миссионерских социальных служениях. По нашей внутренней статистике более 50 % студентов после обучения активно занимаются социальным евангелизмом вовлекая свои поместные церкви в новые программы социального благовестия, более 20% студентов проявив лидерскую инициативу стали руководителями новых социальных служений. В течении последнего учебного года в Запорожской ШБС в процессе обучения и наставнических сессий на которых молодым лидерам оказывалась помощь в определении своего дарования, духовной ответственности формирования лидерских качеств, особо были развиты практические служения в четырех направлениях социального благовестия». [21]

Студенты «Школы без стен» в Запорожье не только проходят обучение по актуальным предметам, слушая лекции в классе[22], но и активны в различных социальных проектах.[23] Социальный проект представляется не только как «мост» для благовестия, но и как возможность служения ближнему. Молодежь из Запорожья участвовала в следующих социальных евангелизационных мероприятиях – рождественская программа «Подари надежду»,[24] социальный проект для старшеклассников – «Время жить»,[25] летний лагерь для молодежи с особыми потребностями «Перекресток»,[26] концерт музыкальной группы и симфонического оркестра,[27] и многие другие.

Анализ эффективности «Школы без стен»

В апреле 2015 года, стартовал исследовательский проект Восточноевропейской христианской экспертно-исследовательской инициативы “Re-Vision” — «Миссия евангельских церквей в Евразии: в поиске эффективных национальных моделей», который исследовал национальный опыт постсоветских церквей региона Евразии в семи направлениях служения, в том числе и в области неформального обучения лидеров. Результаты исследования опубликованы в книге «Национальные миссионерские инициативы евангельских церквей Украины, России, Беларуси, Молдовы, стран Центральной Азии и Кавказа».[28] В данном исследовании проводится анализ эффективности «Школы без стен», как национальной инициативы в сфере неформального образования.

Так, в Украине данная модель обучения охватила 1944 евангельские церкви, а это 29% всех евангельско-протестантских церквей Украины.[29] Для 33% опрошенных евангельских церквей Украины, «Школа без стен» является эффективным форматом обучения.[30] В России, Беларуси, Молдове, странах Центральной Азии и Кавказа, опрошенные респонденты также отдельно выделили «Школу без стен», как лидера в области неформального обучения.[31]

В Кишиневе, модель «Школы без стен» была воспринята новой общиной молодых христиан и названа – «Церковью без стен».[32]

Вот что о «Школе без стен» говорит епископ РО «Кудай Жамааты», Кыргызстан Сергей Сиротин: «ШБС вдохновляет молодежь, учит быть ответственными в служении и посмотреть новым взглядом на некоторые вещи. Интересен и новый подход к изучению Слова Божьего».[33]

Трудности, с которыми сталкивается программа «Школы без стен»

С какими трудностями сталкивается программа «Школы без стен»? Прежде всего, с непониманием лидеров консервативных церквей в отношении ее образовательной философии. Здесь необходимо несколько пояснений.

Большинство учебных программ в сфере неакадемического образования имеют внутрицерковный характер. То есть, они ориентированы на духовное и догматическое развитие христианина и реализацию его духовных дарований в церкви. Мало кто делает акцент на социальную миссию церкви. Если и есть ориентир на евангелизм и миссиологию, то это касается только той методологии, которая ориентирована на рост поместной церкви, когда в благовестии, в итоге главное убедить человека придти в «правильную» церковь. Такое грубое понимание евангелизма,[34] которое присуще консервативным постсоветским церквам нуждается в редакции, но желание у многих пасторов повторить опыт девяностых, приводит к тому, что всякое социальное усилие церкви разбивается о вопрос: а сколько покаялось или крестилось?

И если результаты не утешительны, то тогда возникает вопрос, а зачем вообще заниматься социальной активностью, если это не приводит к прямому росту церкви? «Школа без стен» имеет такую образовательную философию, которая подразумевает подготовку молодых лидеров церкви к служению в обществе, для последующей ее трансформации, которая не происходит за пять минут и даже за год. Это долгосрочный процесс позитивных перемен. Но ориентировать церковь быть открытой к миру и молодежь быть «открытой» к обществу, кажется опасной для фундаменталистов, которые ориентированы на постоянное очищение церкви от всего «мирского».

Вторая трудность, это непонимание многих богословских учебных заведений важности темы неформального лидерства, предлагаемой «Школой без стен». Учебным заведениям казалось, что эта тема не важна в сравнении с темами изучения Библии, теологии и миссиологии. Поэтому мы видим, как тема лидерства была выброшена за борт вместе с идей ШБС у многих учебных заведений. И только сейчас два-три учебных заведения осознали важность темы лидерства. Это видно по двум наиболее цитированным семинариям Украины – Украинской баптистской теологической семинарией во Львове и Украинской евангельской теологической семинарии в Киеве. Первая, из двух перечисленных уже на протяжении двух лет проводит «Глобальный лидерский саммит» для тысячи молодых христиан Западной Украины. Тем самым, говоря о теме лидерства, фактически подхватывают главную тему «Школы без стен», которая родилась еще в 2004 году, когда основные теологические семинарии и христианские университеты занимались вопросом соединения академии и церкви, не обращая внимания на важную тему лидерства… Вторая семинария, посвятила теме лидерства весь выпуск своего ежегодного теологического журнала с общим названием – «Церковь и лидерство» только в 2016 году. Что говорить о других богословских учебных заведениях?

Третья трудность, это неумение воспринимать сильную сторону гибкой и неформальной программы Школы без стен. Нужно отметить, что мы все еще находимся под влиянием советской и постсоветской парадигм образования. Мы привыкли и поэтому ожидаем, что нам будет предложена программа «с верху», с общими темами, разработками и методическими рекомендациями, а также со списком специалистов-преподавателей. А когда «Школа без стен» предложила методологию по принципу – «сделай сам», то не у всех оказался в наличии талант к инновациям. Многие церкви используют имеющиеся образовательные ресурсы, не создавая новых или же не адаптируя их. Поэтому у нас много пособий типа «Миллион лидеров» Джона Максвелла, «Целеустремленная церковь» Рика Уоррена, но нет своих национальных разработок. Фактически, «Школа без стен» и занималась инициированием разработки национальных образовательных ресурсов, что иногда приводило к тому, что некоторых не устраивало наличие тех или иных авторов учебных ресурсов.

Также необходимо отметить и то, что работа «Школы без стен» не всегда правильно понималась и часто воспринималась как альтернатива традиционной Академии. Что в принципе не так! ШБС никогда не выступала за альтернативную конкурирующую модель образования, а всего лишь предлагала заполнить ту нишу обучения, которую не смогла заполнить БИИ и тем более библейские колледжи со своей очно-заочной формой обучения.

Все вышеперечисленные проблемы являются внешними и не всегда зависящими непосредственно от «Школы без стен».

Если говорить о внутренних трудностях программы «Школы без стен», то среди них можно перечислить то, что не всегда легко удерживать обратную связь в огромном регионе Евразии, особенно если это касается мусульманских стран Кавказа и Центральной Азии. Децентрализованность и акцент на национальных лидеров требует самодисциплины и умения налаживать и удерживать обратную связь. Это не просто! Если в Украине, Молдове, Беларуси и России обратная связь и коммуникация возможны из-за религиозной свободы и проевропейской ментальности, то это нельзя сказать о других странах, где есть программа ШБС.

«Школа без стен», как программа подготовки следующего поколения лидеров служения, всегда стоит перед искушением институциализации и превращения в стандартную, четко структурированную, унифицированную и легко прогнозируемую программу. Так как это не является самоцелью программы, она постоянно изменяется и находится в постоянном процессе поиска.

Еще одна проблема, это ожидание, что «Школа без стен» будет постоянно действующей программой обучения молодежи в конкретной поместной церкви. Местные лидеры всегда ищут возможность, чтобы программа могла оставаться у них, даже если студенческий потенциал исчерпан. Так как ШБС не имеет инфраструктуры, она может перемещаться географически от одного города к другому, где есть инициативная группа молодежи, но как известно, наличие достаточного количества молодежи для обучения не значит, что так будет всегда и здесь необходимо делать «тайм-аут», а на это не все готовы.

В общем, «Школа без стен» как инициатива неакадемического образования, находится во взаимодействии с церковью и академией и сталкиваясь с трудностями, с успехом преодолевает их прежде всего из-за своей гибкости, постоянного самоанализа и нахождения баланса между обучением в аудитории и практической направленностью программы.

Выводы

Мы живем во времена постоянных поисков взаимодействия между церковью и академией. «Школа без стен» является одной из неформальных и не строго академических моделей такого взаимодействия.

«Школа без стен» не является альтернативой для традиционной академии, но стремится восполнить те пробелы, которые есть у академического теологического образования.

Одной из самых сильных сторон такой школы, является гибкость и нестандартный подход, который позволяет обучать молодых людей в мусульманских странах, где евангельское христианство запрещено.

Сейчас время переосмысления эффективности образовательных моделей и возможность поиска инновационных и смелых решений в долгосрочной перспективе для взаимодействия евангельской церкви и академии.

Здесь уместен синтез различных образовательных моделей, используя уже сложившийся опыт «Школы без стен». Ведь соединение различных форматов обучения обусловлено временем, диктующим свои правила. Уже недостаточно только обучения в классе, многие знания можно получить и вне его. Новые формы, такие как дистанционного обучение, вебинары, скайп-конференции и т.д. расширили наши возможности и тем самым предложили новые возможности в области обучения, не теряя при этом качества.

Церкви по-прежнему нуждаются в качественных и хорошо подготовленных служителях умеющих проповедовать. Церкви нуждаются в качественном и квалифицированном душепопечении, руководстве, наставничестве, лидерстве, служении. Поэтому модель взаимодействия между церковью и академией должна включать в себя как обязательный фактор, так называемое теоретическое, т.е. университетское обучение и обучение через наставничество и служение. Такое обучение должно быть целенаправленным, а не хаотичным, и иметь индивидуальную программу развития, сочетая в себе интеллект и интуицию, теорию и практику, знания и навыки.

Литература

Альтернативные формы образования: новый тренд или вызов времени? http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=220:2012-10-15-19-51-47&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

Ассоциация «Духовное возрождение»: смелый шаг в будущее миссии. Форум 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям. 2011: 411-415 с.

Богословское образование – 7. http://www.e-aaa.info/component/content/article/70-2008-07-05-14-00-11/246-l-7r.html

Запорожская ШБС: взляд с высоты птичьего полета. http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=276:2013-06-13-06-06-03&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

История выпускника, или о том, как через обучение стать директором. http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=246:2012-12-25-09-23-28&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

История КРБК http://www.krbc.net/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D1%80%D0%B1%D0%BA/

Мелешко, Андрей. Тетерятников, Константин. Национальные миссионерские инициативы евангельских церквей Украины, России, Беларуси, Молдовы, стран Центральной Азии и Кавказа. Исследовательская инициатива “Re-Vision” – Киев, 2016. – 194 с.

Мысли глобально, действуй локально» — под таким девизом прошла стратегическая встреча лидеров Школы без стен. http://bez-sten.blogspot.com/2013/10/blog-post.html

Мы хотим, чтобы интернаты были пустыми. http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=244:2012-12-21-12-52-53&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

Проект «Время жить» — выражает социальную миссию ШБС. http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=272:-q-q—-&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

Развитие стратегического мышления для богословского образования. www.e-aaa.info/component/content/article/70-2008-07-05-14-00-11/673-2013-11-11-15-02-21.html

Романюк М. Перспективы богословского образования в ВСЦ ЕХБ. Взгляд. / / Форум 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям. 2011:286-294 с.

Студенты Запорожской ШБС учились как разрешать конфликты. http://bez-sten.blogspot.com/2011/11/blog-post_2265.html

Студенты Школы без стен открыли сезон проекта «Подари надежду». http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=296:——-q-q&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

Студенты ШБС провели лагерь «Перекресток». http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=278:-qq-&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

Тетерятников К. Перспективы воспитания служителей: прошлое, настоящее и будущее. //Традиция подготовки служителей в братстве евангельских христиан-баптистов. История и перспективы: Сборник статей. – М.: РС ЕХБ, 2013.

Традиционные и альтернативные формы богословского образования. http://www.e-aaa.info/component/content/article/145—i/635-2012-10-09-05-50-39.html

Школа без стен. Следующий шаг. – К.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2011.

Школа без стен: Готовим к лидерству. Оснащаем к служению. – К: Ассоциация «Духовное возрождение», 2013.

Школа без стен: Программа. Учебные планы. Координация учебного процесса. Описание программы. – М: Ассоциация «Духовное возрождение», 2005 г.

Школа без стен. Новое поколение лидеров для церкви и общества. – Одесса: Ассоциация «Духовное возрождение», 2009.

Школа без стен. Следующий шаг. Пособие для координатора. – К: Ассоциация «Духовное возрождение», 2011.

Эксклюзивное интервью с ректором ДХУ Михаилом Черенковым. http://www.christianmegapolis.com/2012/07/2359

Юбилейный набор — добро пожаловать! http://yelisey.ru/?p=6426

Transformed from Within. Russian Ministries` 2011 Annual Report. – 2012.

[1] «Богословское образование – 7» — http://www.e-aaa.info/component/content/article/70-2008-07-05-14-00-11/246-l-7r.html

[2] Тетерятников К. Перспективы воспитания служителей: прошлое, настоящее и будущее. //Традиция подготовки служителей в братстве евангельских христиан-баптистов. История и перспективы: Сборник статей. – М.: РС ЕХБ, 2013, — 244 с.

[3] «Богословское образование – 7» — http://www.e-aaa.info/component/content/article/70-2008-07-05-14-00-11/246-l-7r.html

[4] Романюк М. «Перспективы богословского образования в ВСЦ ЕХБ. Взгляд». Форум 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям. 2011:286-294 с.

[6] «Традиционные и альтернативные формы богословского образования» — http://www.e-aaa.info/component/content/article/145—i/635-2012-10-09-05-50-39.html

[7] «Альтернативные формы образования: новый тренд или вызов времени?» — http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=220:2012-10-15-19-51-47&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

[8] Школа без стен. Следующий шаг. – К.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2011. – 2 с.

[9] Transformed from Within. Russian Ministries` 2011 Annual Report. – 2012. – pp. 8.

[10] Школа без стен: Готовим к лидеству. Оснащаем к служению. – К: Ассоциация «Духовное возрождение», 2013. – 2 с.

[11] Ассоциация «Духовное возрождение»: смелый шаг в будущее миссии. Форум 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям. 2011: 411-415 с.

[12] «Мысли глобально, действуй локально» — под таким девизом прошла стратегическая встреча лидеров Школы без стен» — http://bez-sten.blogspot.com/2013/10/blog-post.html

[13] «Школе без стен – 10 лет» — http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=352:-10-&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

[14] Школа без стен: Программа. Учебные планы. Координация учебного процесса. Описание программы. – М: Ассоциация «Духовное возрождение», 2005 г., — 9 с.

[15] Школа без стен. Новое поколение лидеров для церкви и общества. – Одесса: Ассоциация «Духовное возрождение», 2009. – 9 с.

[16] Школа без стен. Следующий шаг. Пособие для координатора. – К: Ассоциация «Духовное возрождение», 2011, — 3 с.

[17] «Развитие стратегического мышления для богословского образования» — www.e-aaa.info/component/content/article/70-2008-07-05-14-00-11/673-2013-11-11-15-02-21.html

[18] «Эксклюзивное интервью с ректором ДХУ Михаилом Черенковым» — http://www.christianmegapolis.com/2012/07/2359

[19] «Юбилейный набор — добро пожаловать!» — http://yelisey.ru/?p=6426

[20] «История КРБК» — http://www.krbc.net/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D1%80%D0%B1%D0%BA/

[21] «Запорожская ШБС: взляд с высоты птичьего полета» — http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=276:2013-06-13-06-06-03&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

[22] «Студенты Запорожской ШБС учились как разрешать конфликты» — http://bez-sten.blogspot.com/2011/11/blog-post_2265.html

[23] «Студенты Школы без стен открыли сезон проекта «Подари надежду»» — http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=296:——-q-q&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

[24] «Мы хотим, чтобы интернаты были пустыми» — http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=244:2012-12-21-12-52-53&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

[25] «Проект «Время жить» — выражает социальную миссию ШБС» — http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=272:-q-q—-&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

[26] «Студенты ШБС провели лагерь «Перекресток»» — http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=278:-qq-&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50

[28] Мелешко, Андрей. Тетерятников, Константин. Национальные миссионерские инициативы евангельских церквей Украины, России, Беларуси, Молдовы, стран Центральной Азии и Кавказа. Исследовательская инициатива “Re-Vision” – Киев, 2016. – 194 с.

Источник

Adblock
detector