эволюция разделения труда между полами
Гендерное разделение труда
Гендерное разделение труда — одна из форм общественного разделения труда, основой которой является представление о том, какие профессии в каждом конкретном обществе относятся к «мужским», а какие — к «женским».
Некоторые исследователи считают, что такой формы разделения труда вообще не существует, а есть только индивидуальные предпочтения по поводу выбора сферы занятости и профессии. Необходимо также отметить, что данная проблематика традиционно разрабатывалась в рамках экономической антропологии и феминистской социологии, с точки зрения социологии труда. В связи с этим в многочисленных учебниках по социологии труда эта форма разделения часто не рассматривается. Хотя с начала эпохи массового производства, когда женщины из низших слоев населения стали работать на крупных предприятиях в индустриальных странах, стало очевидным, что индивидуальный выбор места па рынке труда обусловлен в большей степени не личностными решениями представителей обоих полов, а общественными ожиданиями, поэтому гендерное разделение труда должно изучаться и представителями социологии труда.
Существуют два значения понятия «гендер» — общепринятое и социологическое. Согласно первому гендер — это различие между мужчинами и женщинами но признаку биологического пола. Социологи считают, что гендер представляет собой социальный конструкт.
Историческое развитие общественных форм гендерного разделения труда
Наличие разделения труда по гендерному принципу очевидно для большинства известных обществ, но его проявления и степень дифференциации социально и исторически относительны. Эта форма наиболее характерна для индустриальных обществ и сопровождается различием между неоплаченным домашним и наемным трудом, между частной и публичной сферами.
Исключение составляет первобытное общество, в котором, как доказали археологи, не существовало неравенства, в том числе и по половому признаку. Вклад каждого члена племени в его жизнеобеспечение являлся одинаково ценным, а определяющими были физические возможности людей. С этой точки зрения данное общество можно назвать эгалитарным, хотя известный американский специалист в сфере социальной антропологии Маршалл Салинз (р. 1930) в ставшей классической книге «Экономика каменного века» описал некоторые зачатки гендерного разделения труда уже в этом обществе, закрепив охоту за мужчинами, а собирательство — за женщинами. Важно иметь в виду, что, поскольку социальности в современном понимании этого слова в то время не было, дифференциация проводилась по половому принципу, т.е. на основе физических возможностей мужчин и женщин.
Экономика первобытного общества была присваивающей. Поскольку потребности были неразвиты, они удовлетворялись быстро. Более того, по данным антропологов, у первобытных людей оставалось еще много свободного времени, которое им не на что было потратить.
М. Салинз назвал этот период в развитии человечества «обществом первоначального изобилия», поскольку те, кто ничего не желали, ни в чем не нуждались. По мнению ученого, потребности можно легко удовлетворить двумя способами: либо немного желать, либо много производить. Последнее утверждение относится к рыночной экономике, где, как считают некоторые специалисты, потребности вообще невозможно ограничить, поэтому современному человеку необходимо трудиться минимум 40 часов в неделю, чтобы их хотя бы в малой степени удовлетворить. Подводя итог, можно сказать, что первобытное общество с экономической точки зрения являлось самодостаточным, а трудовые отношения начались в ситуации возрастающих потребностей.
Следующей стадией в историческом развитии в рамках гендерного подхода стало формирование матриархата. Этот процесс был обусловлен появлением оседлого образа жизни, который связан с одомашниванием животных и земледелием. Виды деятельности, предопределенные оседлостью, были связаны с бытом женщин как наименее мобильных в силу физиологических особенностей членов общины. Собирательство являлось более надежным источником пропитания, нежели охота, кроме того, осознавалась важность материнства — эти факторы сделали женщин наиболее уважаемыми членами общества.
Указанное положение подтверждает тот факт, что первым изображением божества, которое создал человек, были фигурки богини-матери. Археологи находили следы матриархата, относящиеся к разному времени и разным регионам. Наиболее древние находки высокой роли женщины были обнаружены в Месопотамии среди шумеров и в Древнем Египте. Даже в XIX в. на острове Суматра 20 млн мусульман жили по законам материнского права. Что касается региональной дифференциации матриархата, то она весьма велика: Крит, Северная Америка и даже Саудовская Аравия. Одним из первых исследователей матриархата был швейцарский историк Иоганн Якоб Бахофсн (1815—1887) — автор книги «Матриархат».
В настоящее время антропологами доказано существование амазонок в таких регионах мира, как Кавказ, Туркменистан и Узбекистан. Это является дополнительным подтверждением того, что на этапе матриархата женщины играли более значительную роль, чем мужчины. По всей вероятности, в первобытном обществе, наряду с охотой, женщины-воительницы выполняли функции по защите общины.
Наиболее значимой стадией в становлении и развитии гендерного разделения труда является патриархат, т.е. власть отцов, поскольку именно на этом этапе труд в полной мерс становится общественно полезной деятельностью.
Источник
12.3. Гендерное разделение труда
12.3. Гендерное разделение труда
В традиционной антропологической литературе середины XX века широкую известность получила теория «естественной взаимодополнительности полов», выдвинутая американскими социологами Т. Парсонсом и Р. Бейлзом. В рамках этих представлений дифференциация мужских и женских ролей в семье и общественной сфере является базовой и неустранимой при каких бы то ни было преобразованиях общества. Причина гендерной дифференциации коренится в «инструментальное™» мужского поведения и «экспрессивности» женского. Как бы активно не вовлекалась женщина в общественно-трудовую жизнь, ее основная роль связана с делами внутри семьи (женщина в первую очередь — жена, мать и хозяйка), тогда как мужчина всегда играл и играет основную роль в делах профессиональных вне дома.
Эта теория активно оспаривается многими современными антропологами. Хотя многие аргументы в пользу ее справедливости могут показаться очевидными, попытаемся постичь суть дела.
Не подлежит сомнению, что мужчине во всех обществах охотников-собирателей, ранних земледельцев и скотоводов отводится основная роль охотника на крупного и морского зверя, пастуха (когда речь идет о крупном рогатом скоте), рыбака и собирателя меда. Мужчина также выполняет основную работу по расчистке земли под посевы. За женщиной же закреплена роль собирательницы растительной пищи, а также мелких беспозвоночных животных. В сфере ремесел за мужчинами практически монопольно закреплены любые работы с металлами, деревом, камнем, костью и рогом. Мужчины чаще всего занимаются изготовлением сетей и веревок, а также строительством домов. Женщины чаще мужчин заняты прядением, ткачеством, плетением корзин, шитьем одежды. В большинстве обществ женщины занимаются приготовлением пищи, заготовкой воды и топлива. Практически во всех без исключения обществах уход за детьми в основном ложится на плечи женщин.
Гендерное разделение труда подразумевает не просто разделение функций на мужские и женские, оно влечет за собой определенную стратификацию различных видов деятельности и порождает иерархические различия между полами. Суть проблемы не в том, что мужчина чаще охотится, а женщина — ухаживает за детьми, а в придании этим видам деятельности определенной меры общественной престижности. В большинстве обществ взаимоотношения между полами складываются в пользу признания большей значимости самих мужчин и мужских занятий. По меткому замечанию М. Мид «мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если эти занятия считаются мужскими, то все общество, и мужчины, и женщины, признают их важными. Если то же самое делают женщины, такие занятия объявляются менее важными».
Гендерная стратификация в различной степени проявляется в обществах охотников-собирателей и у земледельцев. По данным Э. Фридль дифференциация мужских и женских занятий и иерархия взаимоотношений между полами зависят от хозяйственной деятельности общества. В обществах охотников-собирателей власть мужчин над женщинами объясняется ведущей ролью мужчин в охоте, а у земледельцев — ведущей ролью мужчин в расчистке и распределение земельных наделов. Монополия мужчин на большую охоту сопряжена, не только и не столько с большей физической силой мужчин, но прежде всего, с необходимостью уходить на большие расстояния от дома. Для женщин такие перемещения затруднены наличием детей. Там, где охота осуществима вблизи дома (агта Филиппин), женщины принимают в ней участие наравне с мужчинами.
Возможно, что и мужская монополия на расчистку земли под посевы также не определяется необходимостью применения физической силы, а объясняется фактором повышенной опасности: новые земли часто лежат на границе племенной территории, и здесь вероятность подвергнуться нападению врагов многократно возрастает. А война в подавляющем большинстве культур — занятие сугубо мужское.
Иерархия полов в обществе во многом зависит от экологических условий и отношения мужчин и женщин к контролю над распределением ресурсов и социальных благ. В обществах, где женщины полностью отстранены от контроля над ресурсами и благами, их социальный статус существенно снижен, а там, где мужчины и женщины в равной степени контролируют распределение материальных благ, статус женщин близок к мужскому.
Доминирование женщин за пределами семьи, прежде всего в политической сфере, явление редкое. Примерно в 70% известных культур политическими лидерами являются только мужчины и лишь в 7% у власти могут быть оба пола. Однако и в этом случае число мужчин, занимающихся политическими вопросами, многократно превышает число женщин политиков. Вдобавок, как показывает реальная жизнь, власть почти всегда контролируется мужчинами.
Из 93-х обществ, проанализированных Н. Шеньеном, лишь в шести женщины могли занимать ведущие политические посты, и их влияние было выше, чем у мужчин. В четырех других оба пола имели примерно одинаковые права и власть. В половине из исследованных обществ женщины были практические полностью лишены возможности принимать какие-либо политические решения — власть полностью находилась в руках мужчин.
В гуманитарной литературе часто озвучивается мнение, что интересы мужчин и женщин сильнее всего перекрываются в условиях моногамных обществ. Однако ни в моногамных обществах, ни там, где прослеживается выраженный сдвиг в соотношении полов в пользу женщин, не выявлено какого-либо перевеса в сторону большего доступа женщин в политику. Незначительное число традиционных обществ, в которых высшая политическая власть действительно сосредотачивалась в руках женщин, принадлежали к разряду сложных матрилинейных обществ, или обществ с двойным порядком наследования. У сарамакка Гайяны и монтагнас, обитающих на Лабрадорском полуострове, крик юго-востостока Северной Америки, нама центральной и северной Калахари, мбанда Центральной Африки описаны случаи, когда место вождя племени занимала женщина.
Особое место в этом ряду занимают ашанти. Это полигинное матрилокальное и вирилокальное общество[6], в котором владеют землей мужчины и женщины. Наследование земли ведется от женщины к женщине и от мужчины к мужчине. Политическая власть у ашанти связана с двумя тронами — вождя и королевы-матери. Мужское правление рассматривалось как второстепенное и вводилось на периоды ритуального ограничения женской власти (в дни менструаций). Лишь женщины, находящиеся в постменопаузе, могли сопровождать свою армию во время военных действий. Королева-мать обладала прямой властью и самым непосредственным образом участвовала в формировании союзов и коалиций. Одновременно с этим она обладала и непрямыми рычагами воздействия на мужчину правителя, выбирая ему главную жену.
Определенный доступ к власти имели женщины у бемба, алемени, обитающем в северо-восточной Родезии. Бемба матрилинейны и исходно матрилокальны, со слабо выраженной полигинией. Власть была централизованной и наследственной. Главным вождем был мужчина, однако вождями подвластных ему деревень являлись его родственницы — сестры, племянницы. Мать вождя также управляла собственными землями, и ее слово имело значительный вес на алеменных советах.
У ряда африканских племен, в частности, у южных банту, имеется особый институт «женщин-мужей». Здесь женщины получали доступ к власти только при условии, что они заключали браки с женщинами и становились «мужьями». В условиях такой формы брака жены должны были рожать детей «импровизированному мужу» от других мужчин племени. Вполне вероятно, что при этом определенную выгоду получали родственники правящей женщины, но ее личный репродуктивный успех при этом был полностью нивелирован. У шиллак и ньоро женщина также имеет шанс получить власть путем наследования или достичь высокого статуса, благодаря своим заслугам. Однако законы племени запрещают ей вступать в брак. Следовательно и в этом случае налицо явное ограничение ее репродуктивных функций.
Слабая представленность женщин в политике вполне согласуется с теориями поведенческой экологии, в русле которых эволюция мужского поведения гоминин шла в направлении усовершенствования конкурентных альянсов и взаимосвязи между успехом в альянсах и репродукцией. Хотя риск постоянной конкуренции велик, но и выигрыш огромен — власть и статус во всех человеческих обществах дает мужчине колоссальные преимущества в обладании репродуктивными партнершами. Как пишет Б. Лоу, доступ к власти для женщин не имеет столь очевидной прямой репродуктивной выгоды. В лучшем случае она может повысить собственную итоговую приспособленность, передав власть сыну, и передав свои гены многочисленным внукам. В большинстве же случаев (как показано выше) нахождение у власти лишь сопряжено с репродуктивной платой и не сулит женщине никаких выгод. Поэтому с эволюционных позиций выгода от борьбы за власть для женского пола минимальна, а плата — весьма существенна. Стратегии успешной женской репродукции на всем протяжении эволюции человека никогда не были связаны с конкурентными альянсами и политикой.
В процессе эволюции мужчины и женщины адаптировались по-разному использовать ресурсы, и эти различия существенно повлияли на доступ женщин во властные структуры. Б. Лоу полагает, что такая исторически сложившаяся диспозиция ни в коей мере не может служить оправданием малой представленности женщин в политике в современном обществе, в котором власть оказывает достоверно меньшее влияние на репродукцию, чем в традиционных обществах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Разделение труда между мужем и женой
Разделение труда между мужем и женой Жена вела всю домашнюю работу: полола, косила, ухаживала за скотом, носила воду. Кроме того, она участвовала в тяжелых полевых работах.Муж ездил за дровами, пахал, вязал снопы, участвовал в молотьбе, занимался плотничеством и кузнечной
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого. Восьмое правило Фингейла Почувствовав неладное, Рыжков пытался поднять цены на потребительском рынке (на не самые насущные товары, вроде деликатесов). В него со всех сторон вцепились
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И вот уже трещат морозы И серебрятся средь полей. Читатель ждет уж рифмы «розы» На вот, возьми ее скорей А. С. Пушкин Читатель, возможно, уже начал ощущать какое-то внутреннее неудобство. Книга, как оказалось, имеет какое-то отношение к
Глава двенадцатая ДУСЯ-АГРЕГАТ: БАРБИ И ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Глава двенадцатая ДУСЯ-АГРЕГАТ: БАРБИ И ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ Во время последней поездки в Болонью я болела гриппом и при этом была вынуждена очень много работать. Возвращаясь с очередной деловой встречи с температурой эдак за 39, я, волоча ноги к очередной стоянке такси,
Раздел III. РАЗДЕЛЕНИЕ КИНОИСКУССТВА НА ВИДЫ Глава 1 СТРУКТУРА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА
Раздел III. РАЗДЕЛЕНИЕ КИНОИСКУССТВА НА ВИДЫ Глава 1 СТРУКТУРА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА Разделение киноискусства на виды еще более условно, нежели разделение кино на жанры. В статье «Запечатленное время», на которую мы уже обращали внимание читателей, Тарковский в
Региональное и этнонациональное, социально–слоевое (в том числе возрастное, гендерное) и общечеловеческое в культуре
Региональное и этнонациональное, социально–слоевое (в том числе возрастное, гендерное) и общечеловеческое в культуре Агости Э. Нация и культура. М., 1963.Араб–Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. № 8.Арутюнов С. А. Народы и
Организация труда
Организация труда Одним из первых крупномасштабных строительных проектов Богемии, в котором принимали участие итальянские специалисты, стала реконструкция Пражской крепости в 1534 году. В концепцию императора Фердинанда I по обновлению крепости входили не только
Предметы труда
Предметы труда 1 В лесу кланяется, кланяется, А придёт домой – растянется. 2 Туда-сюда снуёт, Что в зубы возьмёт, На две части разжуёт. 3 Тит на работу вышел, каждый услышал. 4 Молоток стук-постук, Торчит в стене сук, Постучи опять — Будет не видать. 5 Бежит свинка, Золотая
Разделение труда в области культурных индустрий
Разделение труда в области культурных индустрий Эта констатация заставляет французских ученых более подробно исследовать разделение труда, существующее в области культурных индустрий. Таких образом, они выделяют главную функцию производства культурных
Гендерное разделение труда
Гендерное разделение труда В антропологической литературе середины XX века широкую известность получила теория «естественной взаимодополнительности полов», выдвинутая американскими социологами Т. Парсонсом и Р. Бейлзом. В рамках этой теории дифференциация мужских и
Источник
РФО «ОНА»
[Г] Гендерное разделение труда (gender division of labor)
Разделение труда на основе пола существует в большинстве известных обществ, но его проявления и степень дифференциации социально и исторически относительны. В доиндустриальном обществе разделение труда в крестьянских и ремесленных семьях не носило слишком жёсткого характера. Мужчины и женщины могли выполнять одинаковые работы или заменять друг друга, если это было необходимо для выживания семьи. В значительной степени это было обусловлено тем, что производство средств существования и воспроизводство людей было нераздельно связано и протекало практически в едином пространстве домохозяйства. Более того, работы, которые в одних регионах считались типично «мужскими», в других нередко выполнялись женщинами.
Однако с развитием индустриального общества происходит отделение производственной сферы от домашней, воспроизводственной. Это сопровождается формированием раздельных сфер труда для мужчин и женщин. Труд мужчин вне дома становится основным источником средств существования для семьи, а женщина остаётся замкнутой в домашние рамки. В доиндустриальном обществе разделение времени на рабочее и домашнее было расплывчатым, поскольку в большинстве случаев протекало в едином пространстве. В индустриальную эпоху происходит резкая дифференциация «производства» и «дома», при этом первая сфера оценивается как поле деятельности мужчин, вторая остаётся женщинам. Обучение ремеслу и труд в цеховых организациях был доступен только мужчинам. При этом членство в цехе давало определённые политические и гражданские права и обеспечивало доступ к правовым институтам местной общественной жизни.
Исследования Э. Сюллеро, Р. Зидера и ряда других авторов доказывают, что разделение труда нельзя механически выводить из биологических различий между полами. В основе разделения труда лежат не биологические различия между женщинами и мужчинами или принципиальная биологическая неспособность женщин выполнить тот или иной вид работ. Проблема заключается не в самой системе разделения труда, а в той оценке, которую общество даёт тем или иным его видам, в построении иерархии занятий и профессий, которая служит основанием для неравного распределения власти и обретения социального, экономического и символического капитала представителями разных профессий.
Такой методологический подход привёл к замене понятия разделение труда по полу на термин гендерное разделение труда. Прежде всего оно проявляется в феномене профессиональной сегрегации (job gender segregation, employment segregation). Иногда употребляется сходное понятие «гендерная типизация занятости», обозначающее принятое в культуре картографирование занятий как мужских и женских. Горизонтальная сегрегация труда выражается в неравномерном распределении мужчин и женщин по профессиям и отраслям экономики (отраслевая сегрегация): к «мужским» относится госуправление, политическая деятельность, юриспруденция, промышленное производство; к «женским» — специфические отрасли промышленности (текстильная, косметическая) и сфера услуг, что корнями уходит в идеологию женского предназначения; мелкорозничная торговля и все т.н. «бюджетные» отрасли (образование, здравоохранение, торговля). Опыт женского наёмного труда в преобладающей степени связан с худшими условиями труда, более низким уровнем оплаты и меньшим охватом профсоюзами. Женщины чаще используются на низко оплачиваемой «надомной работе» и на работах с частичной занятостью, которая менее надёжна. Вертикальная сегрегация выражается в неравномерном распределении мужчин и женщин на позициях должностной иерархии — женщины, как правило, занимают средние и низшие должности на любом предприятии, фирме, организации (т.н. «профессиональная пирамида»). Некоторые исследователи (А. Коулсон) называют гендерную сегрегацию рабочих мест «индустриальным апартеидом».
Авторка: Ольга Воронина (gender.ru)
Если вам понравился этот пост,
поддержите нас регулярными донатами
или сделайте разовое пожертвование.
Подпишитесь на наш сайт в Tumblr!
Идёт загрузка комментарев!
Источник
Разделение труда по признаку пола
Понятие «разделение труда» относится к разграничению задач, включенных в производство товаров и услуг, и привлечению к этим задачам тех или иных индивидов. Следует различать техническое и социальное разделение труда: первое относится к специализированным задачам в производственном процессе, второе – к обществу в целом. На протяжении XX века ученые анализировали растущую специализацию и ее различные последствия, одним из которых является разделение труда по признаку пола, влекущее отношения доминирования и подчинения между мужчинами и женщинами.
Техническое разделение труда – выделение различных групп специализированных трудовых задач, связанных с техническими особенностями производства. Социальное разделение труда – социально обусловленное разделение рабочих мест на мужские и женские, предназначенные для лиц «своей» и «чужой» этничности.
Каждое общество характеризуется определенным типом разделения обязанностей между полами. Если речь идет о тех обществах, которые были основаны на превосходящей мужской силе и женских репродуктивных функциях, такая организация приводила к распределению мужских и женских ролей между охотником / воином, с одной стороны, и собирательницей / матерью – с другой. Однако подобное разделение труда не абсолютно: в одних обществах женщины занимаются сельским хозяйством, носят тяжести, в других это делают мужчины; существуют примеры женщин-охотниц и воительниц и мужчин, занимающихся уходом за детьми.
Слабость как марксистских, так и функционалистских истолкований разделения труда состоит в их неспособности признать связь между разделением труда, классовым превосходством и подчинением женщин. Дело в том, что большинство социальных учений концентрировались на публичной сфере и, определяя «работу» как оплачиваемую занятость, принимали как должное существование неравенства в разделении труда по признаку пола, в частности, игнорировали домашний труд и его связь с субординацией женщин в экономической и политической жизни. Неомарксистские и феминистские исследования 1960-х и 1970-х годов обогатили понятие разделения труда. Основные выводы неомарксистов касались пола и поколений как новых аспектов разделения труда и получения прибавочной стоимости, которая производилась женщинами и молодежью, но присваивалась мужчинами и пожилыми. Феминистские антропологи доказали, что во многих случаях идеи комплементарности есть не что иное, как идеологическая мистификация неравенства.
Важной отличительной особенностью женской занятости является сохраняющаяся до сих пор во всех обществах более высокая, чем у мужчин, ответственность женщин за домашнее хозяйство. Домашний труд – форма трудовой деятельности, связанная с уходом за детьми, домом и приусадебным участком. Он отличается по объему и содержанию для домохозяйств, состоящих из одного человека и семьи, в квартире или доме с садом, имеет несколько стадий, соответствующих стадиям жизненного цикла семьи или домохозяйства, а также может осуществляться членами семьи или наемным работником. Труд в рамках домохозяйстваанализируется феминистскими авторами как фактор гендерной дифференциации и гендерного неравенства. Домашний труд в его современном виде возник в результате отделения рабочего места от жилища, во многом ставшим местом не производства, а потребления товаров. Тем самым работа разделилась на «настоящую», подразумевающую вознаграждение за труд, и «невидимую», принимаемую как должное [33]. Патриархатная культура, которая является чрезвычайно стойкой и распространенной даже в современных обществах, характеризуется разделением всей человеческой деятельности на приватную и публичную сферы. Разделение ответственности за каждую из этих сфер происходит по половому признаку, и мужчины, как правило, отвечают за вторую, а женщины – за первую.
За редким исключением, домашний труд выполняется женщинами вне зависимости от их статуса на рынке труда. В связи с этим говорят о несправедливом распределении обязанностей по полу, поскольку при двух работающих супругах домашние заботы лежат, прежде всего, на женщине. Вместе с тем сами женщины по-разному оценивают свою роль в работе по дому: одни считают ее той сферой, где могут реализовать себя, свои власть, умения и способности, другие полагают ее скучной и монотонной, утомительной и закабаляющей. С целью повысить престиж домашнего труда в 1970-х годах экономистами предпринимались усилия по расчету стоимости каждого вида деятельности (например, уборка, мытье посуды, планирование бюджета, работа в саду и пр.). Однако при всей его высокой экономической ценности, домашний труд по-прежнему имеет низкий социальный статус. Существует объяснение, согласно которому домашний труд относится к женской сфере вследствие того, что мужчины имеют больше возможностей на рынке труда, получают более высокую зарплату, и семья выигрывает, если именно жена работает по дому, а муж занят вне дома. Однако эта теория не задается вопросом о том, как семья приходит к такому решению и почему труд женщин оценивается в рыночных условиях ниже, чем мужской.
Домашний труд – форма трудовой деятельности, связанная с уходом за детьми, домом и приусадебным участком.
Самым авторитетным объяснением женского домашнего труда выступает традиция. Даже в условиях технологического усовершенствования время, затрачиваемое на домашний труд, не уменьшилось. Число технических задач может быть снижено, однако новый акцент на качестве требует больше времени. Кроме того, несмотря на то, что технологические изменения трансформировали структуру домашнего труда, они никак не повлияли на распределение домашних обязанностей по полу. Новые технологии позволяют повысить качество жизни, снизить временные затраты на домашний труд, но не снижают власть мужчин в доме. Если женщины и расходуют меньше сил и времени на домашний труд, то происходит это в силу совсем других причин: растет давление инфляции и участие женщин на рынке труда, уменьшаются размеры домохозяйств, распространяются идеи эгалитаризма и феминизма. В работах черных феминисток, в том числе белл хукс [34], проблема гендерной дифференциации домашнего труда рассматривается в контексте этнической специфики домохозяйства, поскольку «традиционная семья», состоящая из отца-добытчика и домохозяйки с детьми, не является распространенной формой среди выходцев из Африки. Кроме того, «традиционный» вариант семьи все реже встречается в современном обществе в целом, отчасти из-за расширения участия женщин на рынке труда, а также из-за распространения монородительской формы семьи. Тенденция к увеличению числа женщин в составе трудовых ресурсов оказала заметное влияние на труд в домашнем хозяйстве. Замужние женщины, занятые на рынке труда, выполняют меньше работы по дому, хотя в большинстве случаев продолжают брать на себя основную ответственность за ведение домашнего хозяйства. При этом изменялись приемы и режим выполнения этих обязанностей: в отличие от домохозяек, работающие женщины уделяют время домашним заботам после возвращения со службы и по выходным дням.
Рост женского движениядо определенной степени изменил отношение мужчин к домашней работе, но даже самые «либеральные» из них нередко придерживаются установившихся стереотипов поведения. Исследования в сравнительном контексте показывают, что в России, как и на Западе, женщины продолжают отвечать за традиционные обязанности в доме: приготовление пищи, стирку, заботу о детях, хотя практика совместного ведения домашних дел растет. Покупки, уборка квартиры, мытье посуды, ведение семейного бюджета, планирование досуга и забота о престарелых родителях сейчас ложатся на плечи не только женщин, но и мужчин. Кроме того, принятие решений по семейным проблемам в значительной мере осуществляется супругами совместно. Неоплачиваемый трудв домашнем хозяйстве имеет исключительно важное значение для экономики. По данным Э. Гидденса, в промышленно развитых странах в домашнем хозяйстве создается от 25 до 40 % национального богатства. Домашняя работа служит фундаментом национальной и международной экономики; от безвозмездных услуг домашнего хозяйства зависит существование огромной части активных трудовых ресурсов.
Разделение труда по признаку пола следует рассматривать в связи с особенностями выбора мужчинами и женщинами профессии и образования. Влияние макросоциальных факторов на выбор женщин на рынке образовательных услуг и рынке труда можно проследить на примере России, где за годы реформ произошло общее снижение уровня занятости женщин в экономике. Одновременно усилилась профессиональная сегрегация женщин в сфере занятости, связанная с горизонтальной и вертикальной сегрегацией рынка труда. Снижение экономической активности женщин сопровождалось их интенсивным перераспределением между отраслями и секторами экономики, при этом с ростом заработной платы в отрасли усиливается вытеснение из нее женской рабочей силы. Одновременно фиксируется исключительно низкая степень участия женщин на уровне принятия решений в государственном и негосударственном секторах занятости.
Наличие экономического неравенства между полами в сфере труда позволяет современным исследователям говорить о дискриминации женщин на рынке труда и на рабочем месте. Дискриминация в сфере труда – это долговременное неравенство статусов индивидов на основании пола, этничности, возраста, конфессиональных и политических предпочтений и иных культурных отличий, которое проявляется, в частности, в неодинаковом вознаграждении одинаково продуктивных групп, практике найма, оплате, повышении квалификации, продвижении по службе.Таким образом, права и возможности отдельных групп работников ограничиваются на вышеупомянутых основаниях. Проблема заключается в том, что представители социальных групп, имеющие меньше возможностей устроиться на работу, будут наниматься за меньшие деньги, поэтому бизнес, стремящийся снизить расходы на рабочую силу, будет воспроизводить такой способ эксплуатации.
В тесной связи с понятием «дискриминация» находится понятие «сексизм» – неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам (в данном случае – к женщинам или мужчинам), которое ведет к сокращенному доступу людей к престижным ценностям общества, например, к работе или образованию. Конкретными примерами сексизма могут служить правила, запрещающие службу женщин в армии, или то, что детей при разводе обычно оставляют с матерью.
Сегрегация в сфере занятости – диспропорциональная представленность лиц из разных социальных групп в различных видах занятости и уровнях управления.
С существующими сексистскими установками тесно связана профессиональная сегрегация по признаку пола. Хотя социально-психологические предубеждения о превосходстве отдельных групп над другими и вносят вклад в практики дискриминации, причиной дискриминации выступают экономические факторы. К сегрегации на работе ведут дискриминационные практики найма сотрудников. Если сегрегация подразумевает различия в распределении работы и продвижения, то дискриминация – более широкое понятие, предполагающее также различия в вознаграждении мужчин и женщин (или людей разного возраста, этничности) за одинаковую работу. К особенностям гендерного разделения труда следует отнести и отмечающееся почти повсеместно большее представительство мужчин на таких позициях в организации, которые связаны с властью и ответственностью. Во многих исследованиях было установлено, что вертикальная карьера женщины имеет определенные ограничения, сформированные современным обществом. Для иллюстрации этого феномена было введено специальное понятие – «стеклянный потолок», являющееся метафорой невидимого барьера, препятствующего женщинам подниматься выше определенного должностного уровня в больших частных корпорациях и на государственной службе.
Таким образом, гендер оказывается центральным организующим принципом в мире занятости[35], на разделении труда по признаку пола основана гендерная сегрегация рынка труда. И хотя при этом трудно отделить фактор пола от возраста, класса, расы и этничности, можно утверждать, что дискриминация по признаку пола в сфере труда в мире распространена очень широко. В стремлении преодолеть гендерные стереотипы на рынке труда и факторы, способствующие дискриминации в ряде государств осуществляется политика предоставления женщинам определенных льгот и квот при приеме на работу. Такая практика известна как аффирмативное действие, и она призвана расширить представительство женщин на высокооплачиваемых и управленческих должностях.
Аффирмативное действие (позитивная дискриминация) –расширение прав меньшинств и социально уязвимых групп за счетдополнительных льгот и квот, позволяющих облегчить доступ к образованию, рабочим местам и карьере.
О разделении труда по признаку пола в индустриальных странах говорят, когда в той или иной отрасли один пол преобладает над другим более чем на 60 %. Например, только 25 из 282 видов занятости в Швеции характеризуются разделением труда по признаку пола в интервале 40:60. Та же картина наблюдается в Финляндии, где лишь 5 % населения работают в отраслях с почти равным представительством мужчин и женщин. Подавляющая часть (90 %) рабочей силы занята в сферах с односторонней гендерной структурой (то есть более 60 % занятых в одной отрасли представляют один пол). Данные других индустриальных стран указывают на сходные модели сегрегации; причем женщины сосредоточены там, где меньше возможностей продвижения по служебной лестнице к руководящим должностям среднего и высшего звена. Вместе с тем в Скандинавии в середине 1990-х годов появились исследования, посвященные благоприятным для женщин политическим отношениям, и теории маргинализации женщин были подвергнуты критике, так как представительство женщин на верхних уровнях управления неуклонно растет. Преобладание женщин в образовании, здравоохранении и социальной политике привело не к исключению их из политической сферы, а к их возросшей политической ответственности за эти области [36].
В России в настоящее время 37 % всех работающих женщин занято в производственных отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, связи, строительстве, на транспорте); 23 % – в сфере обслуживания (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и так далее); 32 % – в социально-культурных отраслях (здравоохранение, образование, культура и тому подобное); 6 % – в государственном управление, финансовых и кредитно-страховых учреждениях. Наиболее феминизированными являются социально-культурные отрасли. Так, в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении женщины составляют 81 % всех занятых, в образовании, культуре, искусстве – 79 %. Равное участие мужчин и женщин наблюдается только в науке, научном обслуживании и управлении. В общем, прослеживается четкая зависимость интенсивности сокращения доли женщин, занятых в отрасли, от изменения уровня заработной платы. Чем быстрее растет заработная плата, тем быстрее из этой отрасли «вымываются» женщины, и наоборот, чем ниже, по сравнению с общероссийской, становится заработная плата в отрасли, тем быстрее из этой отрасли уходят мужчины. В целом женская заработная плата гораждо ниже мужской: по официальным данным она составляет 2/3 от мужской, а по данным большинства экспертов – только около 50 %.
Доминирование каких-либо социальных групп в экономической жизни расширяет сферы применения власти, распространяя ее, например, из публичного пространства, такого как пространство организации, на индивидуальное поведение и личные выборы. Возникают такие неформальные отношения в трудовом коллективе, которые способны повлиять на индивидуальные стратегии в построении карьеры, а также ограничить возможность выбора и самореализации работников. Некоторые из трудовых отношений основываются на гендерных стереотипах о маскулинности и феминности, что находит отражение в практике сексуальных домогательств на рабочем месте, то есть сексуальных предложений, требований «сексуальных услуг» и прочие вербальные и физические действия сексуальной направленности, выдвигаемые в качестве условия приема на работу или сохранения работы [37]. В таких случаях вынужденное согласие женщины или ее отказ от подобных предложений становится определяющим при вынесении решения о найме, сохранении рабочего места или продвижении по службе, а также когда целью или результатом таких действий является влияние на производительность труда или создание устрашающей, враждебной или оскорбительной обстановки на рабочем месте. Действия квалифицируются как сексуальное домогательство, если объект домогательств ощущает неуместность подобного отношения и чувствует его агрессивную природу. Как правило, жертва занимает более низкое положение на служебной лестнице по отношению к своему обидчику.
Принуждение к сексу – это утонченный метод злоупотребления властью, и женщины, находящиеся в подчинении, наиболее часто становятся объектами сексуального преследования. К действиям сексуальной природы относятся: 1) неприятные или нежелательные для женщины действия и предложения, включая похлопывания, пощипывания, поглаживания, объятия и поцелуи, ласки и другие физические контакты, совершаемые без желания женщины; 2) нежелательные просьбы и требования сексуального характера, включая требования свиданий, вне зависимости от того, сопровождаются ли они подразумеваемым или открытым обещанием выгод или негативных последствий по службе; 3) словесные оскорбления или шутки, включая словесные оскорбления и шутки сексуального характера, неприятные женщине, высказывания о национальности, расовой принадлежности, фигуре или внешнем виде, когда такие высказывания выходят за рамки обычной вежливости, «сальные» анекдоты, любые пошлые высказывания, намеки или действия сексуального содержания, неприятные и оскорбительные для окружающих; 4) создание устрашающей, враждебной, невыносимой или оскорбительной рабочей обстановки путем неприятных или нежелательных для служащих разговоров, предложений, просьб, требований, физических контактов или проявлений внимания, сексуального или иного неподобающего содержания.
Сексуальные домогательства на рабочем месте– сексуальные предложения, требования «сексуальных услуг» и прочие вербальные и физические действия сексуальной направленности, выдвигаемые в качестве условия приема на работу или сохранения работы.
В России внимание общественности к проблеме сексуального домогательства на рабочем месте было обращено благодаря деятельности центров гендерных исследований и женских организаций в середине 1990-х годов. Сложность ситуации для российских женщин состоит в том, что отечественным законодательством предусмотрена только уголовная, а не гражданская процедура рассмотрения таких дел. Согласно данным опроса, проведенным Московским центром гендерных исследований, за первую половину 1990-х годов каждая четвертая женщина в России стала жертвой сексуальных посягательств на работе [38]. Эти данные, вероятно, неполные, так как большинство российских женщин под сексуальными домогательствами понимают только непосредственное физическое нападение. В современной России важную роль играют кризисные центры, оказывающие юридическую и психосоциальную помощь женщинам, ведущие просветительскую работу с населением, органами внутренних дел и юриспруденции.
Феминистский анализ труда направлен насоциальную критику гендерно-нейтральных подходов к понятиям рабочей силы и процесса труда. Классические марксистские определения этих понятий не принимали в расчет различия между мужчинами и женщинами, проявляющиеся в практиках найма, трудовых отношениях, характере занятости и размерах вознаграждения. Например, в 1992 году исследовательницы К. Дельфи и Д. Леонард показали в своей книге, что трудовой контракт заключается на основе негласно действующего в семье гендерного контракта, согласно которому мужчины вольны продавать свой труд, тогда как женщины, чтобы пойти на оплачиваемую работу, должны получить разрешение от главы семьи. Анализ таких видов занятости, как проституция, индустрия досуга и секретарская работа, показал, что в этих случаях покупается отнюдь не абстрактная рабочая сила, а воплощенная сексуальностьженщин. Если сами женщины при этом воспринимают свое тело и сексуальность как неличностный, отчуждаемый товар, то тем самым лишь оправдывается сексуальная эксплуатация.
Другие феминистские авторы указывают на то, что в современном обществе растет число рабочих мест, на которых требуется использовать не профессиональные знания и навыки, а личностные качества сотрудников. Сюда же примыкает феминистский анализ «эмоциональной работы», то есть тех профессий, где делается большой акцент на психологическую нагрузку работников (учителя, медсестры, социальные работники, стюардессы, туристические агенты). Вместе с тем у этой точки зрения есть и обратная сторона: наряду с критикой личностно-ориентированной работы здесь происходит закрепление стереотипных представлений о том, что такое «мужские» и «женские» качества, которые принимаются как должное и представляются неизменными.
Эмоциональная работа – работа по оказанию различного рода услуг, характеризующаяся высокими эмоциональными нагрузками на работников (учителя, медсестры, бортпроводники, социальные работники).
Источник