это осада мы тут стены ломаем

Это осада!

1385724631 2037709815

Дубликаты не найдены

m3316331 2123576163

Средневековые лайфхаки: учимся выживать в осажденном городе

Добрый день, уважаемые читатели!

В предыдущем ПОСТЕ мы с Вами начали говорить о том, как попаданцу следует бороться за свое выживание, если его угораздило оказаться в осажденном средневековом городе. Мы разобрались, чего стоит опасаться, кроме осаждающих недругов, как решить продовольственный вопрос и что желательно подобрать в качестве вооружения и защитной экипировки.

1620467239140428406

Ладно, теперь серьезно. Было бы здорово сам факт ранения отяготить заражением крови. Для этой цели не гнушайтесь измазывать наконечники болтов в грязь, гниль и. Хм, биологические отходы. Получится и смертоносно, и унизительно)))

Не рвитесь геройствовать.

Не факт, что вообще найдется место подвигу, осада, повторюсь, довольно нудное и монотонное мероприятие.

1620466340142561991

Чем-то напоминает общественный транспорт в час пик))) Изображение осады Орлеана 1428-1429 г.

Большая часть осады будет состоять из земляных работ (вероятно, для воюющих по обе стороны крепостной стены), артиллерийской дуэли осадных машин (тут, кстати, у осажденных будет преимущество, ибо родная и до боли знакомая местность уже пристреляна).

1620466401138190354

Карта для гвинта из игры «Ведьмак 3»

Вообще не факт, что дело дойдет прям до полноценного штурма, но вялые перестрелки, попытки подкопов и прочие телодвижения гарантируются. Впрочем, как знать, вдруг попаданцу и вправду повезет (нет) оказаться в городе, который будут брать решительным штурмом)))

Взгляните на сию иллюстрацию и осознайте незавидную участь владельца шлема.

1620466506190484584

Перед Вами шлем XV века из Падуи (Италия). Его незадачливый обладатель получил в ФИЗИОМОРДИЮ 4 арбалетных болта. Не надо так!

По всей видимости, этот храбрый воитель участвовал в отражении штурма городских стен. Супостаты подобрались вплотную к укреплениям. Желая рассмотреть их или оглоушить чем-нибудь поувесистее и поострее, наш лауреат премии Дарвина выглянул за край стены, был замечен и незамедлительно «угощен» арбалетными люля-кебабами, после чего ухнул вниз со стены.

1620466655118419531

Если оч-ч-чень хочется и оч-ч-чень нужно укокошить кого-то подобравшегося непосредственно к стене, рекомендуем обратить внимание на такое достижение европейской инженерной мысли, как машикули. По сути, это навесные бойницы, позволяющие максимально безнаказанно расстреливать недругов под стеной.

1620466703121290359

Или забрасывать, как на этой чудной иллюстрации)))

Не исключено, что попаданцу, рассуждающему о военном деле с позиций XXI века и представлений о регулярной армии с ее уставами, инструкциями и жесткой субординацией, средневековое воинство покажется. Безалаберным сбродом головорезов. Опять-таки многое зависит от места и времени развернувшихся событий, но в целом такая оценка соответствует положению дел.

Так что не стоит исключать, к примеру, что кто-то из гарнизонных вояк может оставить свой пост, вдрызг напиться, попытаться бежать из осажденного города или даже пойти на предательство за отмеренную серебренниками плату.

В общем, будьте морально готовы прирезать своего недавнего боевого товарища, который вдруг в три часа ночи, после подозрительного крика кукушки со стороны осадного лагеря полез открывать главные ворота)))

1620466861110054281

В противном случае, Вы гарантированно будете в принудительном порядке внесены в список добровольцев, например, для рытья подземного хода навстречу вражеским ходам (только под землей в резне участвовать не хватало). Или отправят в ночную вылазку с целью добычи провизии, сжигания вражьих требушетов и прочих диверсионных мероприятий)))

Поверьте, оно Вам не надо, продолжайте беречь черепушку и не геройствуйте, пока не заставят пинком и угрозами)))

Если дело дошло до штурма.

Тут уж крайне сложно дать какие-то конкретные инструкции, слишком много зависит от конкретной эпохи, соотношения сил, качества укреплений и множества других факторов.

Стоит лишь сказать, что ввиду Вашей специализации на арбалетах, есть повод не лезть в рукопашную схватку, отстреливать себе супостатов по уже приведенной методе. Впрочем, это штурм, что угодно может пойти не так. Если на Ваш участок стены падает осадная лестница и по ней, как тараканы в общажный холодильник, лезут «мужики в военной фо-о-о-рме», тут уж выбирать не приходится)))

Старайтесь не позволять врагу закрепить на стене, пока противник лезет наверх, он наиболее уязвим, не гнушайтесь этим пользоваться и колотите захватчиков по чем попало что есть силы)))

1620467937148024332

Идеальный способ отражения штурма на вверенном участке стены)))

Старайтесь (по мере возможности) следить за общим положением дел. Тот факт, что на вашем участке обороны атака врага захлебнулась, вовсе не значит, что все в порядке. Весьма вероятно, что сейчас трещат под ударами тарана городские стены. Или уже захвачена какая-нибудь башня.

В общем, будьте готовы перейти на другой участок обороны или вообще отступить в город, поскольку при падении городской стены в одном месте, дальнейшее цепляние за ее отдельные фрагменты бессмысленно.

1620468027182565056

Знаменитый замок Каркассон. Вряд ли Вам повезет выдерживать осаду в настолько мощном укрепленном пункте. Вряд ли вообще найдется «мудрец», который рискнет это штурмовать))) Но мысль понятна, с падением внешних стен город еще не пал.

Еще не все потеряно. Впереди еще ожесточенные бои на тесных городских улочках. Любое каменное здание может стать новым рубежом обороны. Не говоря уже о замке, который является сердцевиной средневекового города и может при падении всего города выдерживать осаду автономно. Так что Вам есть куда идти, а врагу есть где понести чудовищные потери.

Нужен запасной вариант.

Чтобы уцелеть в разграбляемом городе, потребуется недюжинная живучесть и изрядная порция везения. Шансы на выживание существенно возрастут, если Вы заранее подготовитесь к этому раскладу. Например, изучите подземные коммуникации и найдете путь побега. Разживетесь «трофейной» экипировкой. Для чего? Ок, услуги пояснительной бригады к Вашим услугам)))

162046856815361859

Рыцарь ордена тамплиеров, например, узнаваем по красному кресту на сюрко.

При отыгрывании роли «в доску своего» захватчика, вероятно, придется слиться с толпой своих недавних врагов, двигаться не туда, куда хотелось бы. Естественно, придется наблюдать жуткую картину грабежей, мародерства и самых разнообразных форм учиняемого насилия. Попытка вмешаться, остановить чьи-либо захватнические замашки чревата гибелью.

В следующий раз попробуем посочинять что-то в этом же формате, но для другой исторической эпохи (возможно, будем обучать попаданцев эпохи Наполеоновских войн, но это не точно).

А пока на сегодня все, спасибо за внимание!

Источник

Уничтожить Звезду Смерти. Взятие крепостей

Автор: Андрей Маров

Как мы недавно выяснили, любая крепость существует, чтобы пасть в отдалённой перспективе – потому что при достаточном количестве времени и\или ресурсов у противника захват становится неизбежным. Характерный пример – это осада испанцами Остенде, города во Фландрии. С одной стороны – море, с другой – болота, узкая полоска дюн, куча бастионов, да ещё и подкрепления по воде подвозят – но через три кровавых года Остенде захватили (к этому мы ещё вернёмся). Да что там Остенде, Кандию турки осаждали 21 год – и в конечном итоге тоже взяли. Но вот в чём проблема – если раньше защитники могли противопоставить атакующим только высокие стены да лучников на них, то теперь пушечным огнём получалось огрызаться вполне болезненно, а главное – эффективно. Что же надо было делать атакующим, чтобы взять звездообразную крепость?

e24d0f2e5e7edfab17890b68cb819081Осада Остенде, Бельгия. Гравюра Иоганна Янссония, 1640 г.

На самом деле замысел был довольно обычным. Окружить город, отрезать от снабжения, понастроить осадных орудий (подвезти пушек и пороха побольше), в идеале – построить укрепления вокруг осаждённых, чтобы они не смогли прорваться наружу – и всё, можно долбить стены до потери пульса. Для полной красоты картины можно построить ещё одну полосу укреплений для отражения атак снаружи. Интересное начинается в тактике осады.

Про «медленную атаку» имени Вобана, отлично расписал ув. Bedal в многочисленных комментах к прошлой записи.

bdfde1c0001dcca26f061947d48c89ffсхема траншей и сектора обстрела

Наконец, военная хитрость тоже играла немаловажную роль. Например, во время осады Антверпена, некоторые редуты около города испанцы захватили, подкатив к стенам повозки с обильно дымящим сеном. Амьен испанцы захватили, просто послав в город отряд переодетых солдат, а когда те захватили ворота, спрятавшиеся ночью в лесу кавалеристы пришли им на помощь. Но самое веселье начиналось, когда город находился на воде – как, например, Антверпен или Остенде. Вот там приходилось просто неимоверно изворачиваться, чтобы именно взять город, потому что по воде не подкопаться, и артогнём реку не разрушить.

Например, в Антверпене, который сам по себе находился на разных берегах реки, горожане разрушили дамбы (кроме одной), так что окрестные луга превратились в натуральное море, по которому прекрасно плавали корабли и доставляли подкрепления. Чтобы их отрезать, испанцы построили понтонный мост почти километровой длины, укрепили его каменными стенами, натащили туда пушек, понастроили вдоль русла кучу укреплений и поставили на охрану корабли – только для того, чтобы защитники подорвали всё это добро брандерами. В Остенде вообще творилась веселуха – при штатном гарнизоне всего в 5000 человек голландцы постоянно подвозили подкрепления и увозили раненых, а город окружали болота и два ряда укреплений. Какие только измышления не придумывали испанцы – и плавучие батареи (утонули), и дамбу для перекрытия судоходного пролива (уничтожена штормом), огромные мосты на колёсах (завязли, уничтожены артиллерией). Короче, инженеры тоже не скучали при осадах.

ac1b2d12e4680e6de1b70420221e93e9Походный набор для взятия крепости типа Остенде

Наконец, когда сапы подходили достаточно близко к стенам, а артиллерия на этих самых стенах смолкала, можно было и идти на штурм. Пушки затаскивались прямо на захваченный гласис и разбивали стены, сапёры в подкопах резали друг друга ещё до того, как это стало Вьетнамом, а генералы ждали капитуляции. Как правило, с появлением пролома в стенах осада заканчивалась на условиях свободного выхода остатков гарнизона. Если же защитники отказывались сдаваться, начиналась рукопашная схватка уже внутри стен. Особенно весело становилось, если внутри крепости была ещё одна, но поменьше, или какие-либо другие укрепления. После того, как крепость оказывалась в руках осаждающих, можно было двигаться к следующей цели.

54421a18f0ddef7cd11481041a8624b2Осада Остенде кисти Джона Тромпбелла, 1786г.

Гениальный Вобан родится через 30 лет.

На заглавной картинке изображён подрыв понтонного моста в Антверпене брандером Hoop 4 апреля 1585 года

Источник

Четвёртая стена и как её ломают

Aleksej Ionov

fb big

tw big

vk big

tel big

od big

whats big

START

С вами Дэдпул, ваш до смерти надоевший любимый анти-супер-герой! Знаете, почему я могу обращаться к вам напрямую со страниц этого сайта? Потому что я только что разрушил четвёртую стену! Я самый известный её разрушитель. Что значит «какая такая четвёртая стена»? Откуда вы такие взялись? Срочно читайте статью!

Термин «четвёртая стена» родом из театра. Театральная сцена с трёх сторон ограничена декорациями, а четвёртой обращена к залу. Так что четвёртая стена — невидимая грань между актёрами и зрителями, между вымыслом и реальностью, миром искусства и повседневной жизнью. Термин придумал в XVIII веке французский философ Дени Дидро, но сама четвёртая стена существует с того момента, как на подмостках была поставлена первая пьеса.

Четвёртая стена есть во всех произведениях, от книг и комиксов до игр и кино. Герои не подозревают, что они вымышлены, не замечают четвёртую стену и действуют так, будто её не существует. Благодаря этому мы легко забываем, что смотрим фильм или читаем книгу, и вовлекаемся в сюжет.

Но стоит выбить из этой стены кирпич, как всё начинает меняться. Грань между сценой и залом начали ломать ещё в комедиях Аристофана. С монологами к зрителям любили обращаться персонажи Шекспира. А в современном театре, особенно в мюзиклах, снос четвёртой стены вообще поставили на поток. Комиксы тоже стараются не отставать.

Genie

К тому, что Джинни из «Аладдина» помнит события, которых ещё не было в истории, все уже привыкли. Но когда в конце картины он вот так открыто рушит стену…

В этой статье мы разберём все основные варианты сноса лишних стен и связанных с ними тропов. И попытается ничего при этом не сломать.

«Прислоняемся» к стене

Четвёртая стена бывает настолько гибкой, что персонажи могут облокачиваться на неё, не боясь разрушить границу между вымыслом и реальностью. Причём зачастую это делается шутки ради. Один из излюбленных приёмов — обмануть аудиторию, сделав вид, что разрушил стену. Как правило, так делают на экране или в комиксах. Персонажи смотрят прямо в камеру и обращаются будто бы к людям по ту сторону экрана. Затем камера меняет ракурс, и становится понятно, что герои смотрят на кого-то ещё. Стена осталась целой.

SIMPSONS WHO SHOT MR BURNS

Излюбленный приём разрушителей стен — ткнуть пальцем в экран… а потом показать, что жест предназначался кому-то другому

Самый простой способ пошатнуть стену — это подмигнуть зрителю. В буквальном смысле. Как часто герои смотрят прямо в камеру, подмигивают вам или возводят очи горе, будто жалуясь на всю серьёзность ситуации или непроходимую глупость окружающих? В телесериалах это даже может стать фишкой одного из персонажей.

Иногда персонажи адресуют реплики не зрителю, а как бы в сторону или себе под нос. Как правило, это шутка или особо острое замечание, которого не слышат окружающие. Или слышат — так ещё забавнее. Эта практика пришла со сцены, где герои часто разговаривают вслух сами с собой, донося до публики свои мысли и переживания.

Donald

К слому четвёртой стены нас готовят с детства. Вот это делает Дональд Дак

Но иногда герои подчёркивают, что говорят именно с аудиторией. Например, в сериале «Карточный домик» общение главного героя со зрителями стало визитной карточкой шоу. А в британском сериале «Виртуозы» герои почти в каждой серии берут паузу, поворачиваются к зрителю и в подробностях рассказывают о тех деталях своего мошеннического плана, которые добропорядочные граждане могли не уловить. В такое моменты действие вокруг героев замирает, будто персонажи могут останавливать время.

Персонажам не обязательно обращаться прямо к зрителю, чтобы расшатать стенку-другую. Иногда достаточно произнести фразу, имеющую особый смысл в контексте, которого герой, по идее, знать не должен. К примеру, когда в «бондиане» на смену Шону Коннери пришёл Джордж Лэзенби, одной из первых фраз нового агента 007 было: «А с другим парнем такого не случалось!»

Bond

Когда во «Властелине колец» Фарамир привозит Фродо и Сэма в Осгилиат, Сэм возмущённо произносит: «Нас вообще не должно здесь быть!» И правда, в книге этой сцены не было. А когда в первых «Людях Икс» Логан жалуется на свою новую форму, Циклоп саркастически спрашивает: «Ты бы предпочёл жёлтые лосины?» Он будто помнит, в чём Росомаха щеголял в комиксах…

Я знаю, что я персонаж

Четвёртую стену можно ломать по-разному. В некоторых историях есть рассказчик, способный общаться с героями. В других один или несколько персонажей знают, что живут в вымышленном мире, и пользуются этим. Порой герои из «реального» мира могут попадать в вымышленный и обратно. Но в этом случае и те, кто живёт в «реальном» мире, тоже вымышлены.

Comix ZOne

Скетч из Comix Zone знал, что стал персонажем комикса… но и не подозревал, что на самом деле он герой игры

Рассказчик, знакомящий зрителей с событиями фильма, — распространённый приём в кино и театре. Как правило, его слышит только аудитория, но порой он взаимодействует и с персонажами. Так, в «Джордже из джунглей» герои порой спорят с рассказчиком, не желая делать то, что он им предлагает. А когда во второй части заменили исполнителя главной роли и рассказчик не узнал нового актёра, персонаж прямо заявил: «Я новый Джордж. Брендан Фрейзер студии не по карману».

Яркий пример из мира игр — The Stanley Parable, где закадровый голос указывает главному герою, Стэнли, что делать и куда идти. Игрок и персонаж вправе его приказы игнорировать, из-за чего рассказчик будет беситься, то и дело забывая про четвёртую стену. А главного героя игры Comix Zone, комиксиста Скетча, им же придуманный злодей забросил в мир его собственных комиксов и прямо по ходу игры подрисовывал ему врагов и неприятности.

Stanley

Стэнли, вот твой сюжет, и не вздумай сворачивать! Стой, куда ты?

У героя, осознающего, что он вымышлен, есть ряд преимуществ перед другими. Он знаком с законами жанра, легко пользуется его условностями и ограничениями и при этом отлично себя чувствует. Только другие действующие лица относятся к подобной осведомлённости крайне подозрительно и, как правило, наотрез отказываются верить, что их выдумали, а то и записывают того, кто видит четвёртую стену, в сумасшедшие. Недаром самые известные сокрушители четвёртой стены в комиксах — чокнутые Дэдпул и Джокер.

Стена? Какая стена?

Нужно быть безумным, чтобы поверить, что ты персонаж комикса. Нужно быть вдвойне безумным, чтобы оказаться правым. Эта черта отлично вписывается в психологические портреты обоих персонажей, и те вовсю пользуются свалившимися на них способностями.

Deadpool5

Читатели хорошо понимают Дэдпула, а вот окружающие — не очень

Deadpool2 Deadpool6

Эту манеру Дэдпул перенёс из комиксов в игры, где подначивает игрока, и в мультфильмы, и, конечно, в фильмы с Райаном Рейнольдсом. Тут он помнит актёров, играющих других персонажей, поругивает студию за низкий бюджет и самого Рейнолдса — за плохую игру. А когда хочет особо жестоко разделаться с подонком — отворачивает от зрителей камеру со словами «Не стоит вам на это смотреть».

Джокер не отстаёт от коллеги и кое в чём даже его превосходит: в одном выпуске противник Бэтмена позволил себе накричать на художника. Среди фанатов существует интересная теория. Джокер так жесток именно потому, что знает: все его жертвы не существуют в реальном мире и выдуманы с одной-единственной целью — умереть. Более того, именно жестокость делает его интересным для читателя, и это позволяет ему бесконечно продолжать своё существование.

Joker

Джокер в играх серии Arkham издевается не сколько над Бэтменом, сколько над игроком

О своей вымышленности в восьмидесятые годы знала и Женщина-Халк. Её постоянные перепалки с автором Джимом Бирном стали одной из фишек серии, а четвёртая стена обрушивалась несколько раз за выпуск. И если в поведении Джокера и Дэдпула винили безумие, то в этом случае всё дело было в облучении радиацией. Впрочем, постоянно выезжать на одной и той же шутке нельзя, и в последние годы Женщина-Халк всё реже и реже вспоминает, что она героиня комиксов.

Hulk Hulk2

Женщина-Халк никогда не ладила со своим сценаристом

Порой персонажи, знающие, что они часть истории, могут обращаться к автору или аудитории за помощью. Вспомните любой детский новогодний утренник, на котором Дедушка Мороз просил зрителей дружно позвать Снегурочку или хором крикнуть: «Ёлочка, гори!» В современном театре актёры нередко сидят среди зрителей, клянчат у аудитории деньги или прячутся среди рядов от других персонажей.

Это работает и вне театра. В цикле «Тёмная башня» герои пару раз встречают самого Стивена Кинга, а в ранних выпусках «Фантастической четвёрки» Рид Ричардс и Сью Шторм забегали на огонёк к Стиву Ли и Ларри Либеру. В неожиданном виде помощь из-за четвёртой стены пришла к героям фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». В одной из сцен за героями гоняется ужасный монстр, который внезапно исчезает, потому что художника-аниматора свалил сердечный приступ.

В некоторых произведениях четвёртую стену ломают так часто, что её с тем же успехом можно было и вовсе не возводить. Сюда можно отнести комикс «Скотт Пилигрим», герои которого постоянно ссылаются на предыдущие выпуски, общаются с читателями напрямую и советуют другим персонажам перечитать первый номер.

Макс Пейн тоже догадался, что он персонаж

Знатоки жанра

Героев, которые в курсе, что они вымышлены, не стоить путать с героями, которые догадываются о том, в какого рода историю попали, но считают, что находятся в реальном мире. Вспомним, например, писателя-детективщика Ричарда Касла из одноимённого сериала. Он подходит к каждому делу так, будто преступление произошло на страницах его книг и к нему применимы законы жанра.

Но чаще всего знатоки жанра (genre savvy) появляются в слэшерах и молодёжных ужастиках. Они раньше всех понимают, что попали в переплёт, предупреждают друзей об опасностях и стараются предостеречь от глупостей. Они знают, что нельзя бродить в одиночку, говорить с загадочными незнакомцами, гулять по мрачным аллеям, идти на источник странных звуков и заниматься сексом в заброшенном доме.

К сожалению, всезнайки забывают о другом штампе: умник погибает первым. И правильно делает! Какой смысл следить за историей, персонажи которой уже в самом начале знают, что им грозит? Да они просто сбегут в безопасное место при удобном случае, и никакой истории не получится!

Tucker

Любой знаток жанра при виде подобного зрелища поймёт, что наткнулся на двух маньяков… и в 99 случаях из 100 будет прав

Во имя деконструкции и интриги знаток жанра обязан умереть либо от самой очевидной опасности, либо от очень изощрённой. В первом случае нам дают понять, что никто не застрахован от ошибки. Если уж главный эксперт сыграл в ящик, другим и подавно не избежать этой участи. Во втором случае сценаристы намекают, что сами штампов не терпят и найдут способ удивить даже самого искушённого зрителя.

Иногда знание жанра может обернуться и против героя. Например, в комедии «Убойные каникулы» (в девичестве «Такер и Дейл против зла») группа подростков принимает главных героев, Такера и Дейла, за маньяков, хотя друзья всего лишь собирались порыбачить. Пытаясь избавиться от них, подростки погибают, а один и вовсе сходит с ума.

«Мы живём в реальном мире!»

Чаще всего четвёртая стена крепка, как форт Нокс. Порой авторы даже специально подчёркивают, что для героев происходящее реально: те вспоминают сцены из любимых фильмов или сериалов, а в ответ звучит что-то вроде: «Да-да, только мы не в кино!»

aint that kind e1523824088106

Иногда, впрочем, с намёком, как в «Кингсмене»: «Тут у нас не такое кино»

Так можно установить в произведении границы реальности. Например, герои считают, что инопланетяне бывают только в фантастике. Ради иронии это должны сказать герои фильма о вторжении инопланетян. Перед самым вторжением.

Примеры из других произведений часто вспоминают, чтобы противопоставить вымысел реальности. Например, когда герои пытаются совершить что-то невозможное, какой-нибудь скептик непременно на это укажет, но к его словам никто не прислушается. Затем всё получается, и скептику остаётся признать свою ошибку. Но иногда оказывается прав и скептик. Тогда сказать «Упс, ошибся!» его оппонент сможет разве что на спиритическом сеансе. Помните парня из «Пипца» который считал, что он супергерой и может летать? Ему уже на том свете объяснили, что он ошибся фильмом Мэтью Вона — это не «Люди Икс: Первый класс».

Flying Guy

Синдром восьмиклассника — так называют наивное убеждение, что ты герой, обладающий суперсилами

Ну и нет ничего лучше, чем с помощью такого приёма спародировать или деконструировать жанровый штамп. Взять, например, Озимандию из культового комикса Алана Мура «Хранители» В финале он во всех подобностях рассказывает свой план, но делает это потому, что всё уже осуществлено. Поэтому в конце речи Адриан позволяет себе саркастическое замечание: «Кто я, по-вашему, злодей из комикса?» Да, Адриан, ты именно злодей из комикса, но это не мешает тебе мыслить нестандартно.

Мы здесь стены ломаем!

script

«Я проиграл? Я не мог проиграть! Сейчас сверюсь со сценарием…» («Робин Гуд: Мужчины в трико«)

Четвёртую стену рушат с разными целями. В классическом театре это делали, чтобы вовлечь зрителей в происходящее, заставить поверить, что их действия могут повлиять на сюжет. В детских спектаклях маленькие зрители предупреждают героев об опасности, подсказывают, куда делись злодеи, и всячески стараются помочь.

В кино же четвёртую стену обычно ломают с противоположной целью — напомнить зрителям, что они всё-таки в кино. Неудивительно, что чаще всего стены разрушают в комедиях или пародиях. Мастер этого дела — режиссёр Мел Брукс. В одной из сцен его картины «Робин Гуд: Мужчины в трико» персонажи сверяются со сценарием, чтобы решить спорный момент. А в «Космических яйцах» Лорд Шлем узнаёт, где искать сбежавших героев, с помощью пиратской видеокассеты с самими «Космическими яйцами«.

spaceballs

Персонажи смотрят фильм, где персонажи смотрят фильм, где персонажи смотрят фильм… а-а-а, Мэл Брукс, прекрати!

Впрочем, снос четвёртой стены подходит и для драматических целей. Каково это — узнать, что тебя на самом деле нет, твоя жизнь выдумана не особо талантливыми сценаристами на потеху публике, а все твои достижения и потери — лишь строчки сценария? Одна мысль об этом пробирает до мурашек, а каково с этим жить? Подобным приёмом любил пользоваться Грант Моррисон в комиксах Animal Man — он подвёл к подобному осознанию почти всех персонажей серии.

Как правило, герои не очень хорошо реагируют на подобные известия. Детектив Джек Слейтер из «Последнего героя боевика» не обрадовался, узнав, что его сын погиб, а его самого преследуют кошмары лишь потому, что сценаристы захотели выдавить из зрителя лишнюю слезу. А герои романа Джона Скальци «Люди в красном», узнав, что живут в телесериале, лично заявились в реальный мир высказать своим создателям недовольство убогими сюжетами и постоянными смертями.

Last Action Hero 3

«Парадокс знаменитости»: в мире «Последнего героя боевика» нет актёра Шварценеггера, поэтому Терминатора сыграл Сталлоне

Некоторые персонажи, узнав о своей нереальности, идут вразнос. Мы уже писали, что Джокер пытается отвечать ожиданиям читателей. А один из персонажей фильма «Забавные игры» Михаэля Ханеке открыто признаётся, что убивает людей только ради собравшейся в зале аудитории. И ведь он прав! Спрос рождает предложение, и многочисленные слэшеры, фильмы ужасов и жестокие злодеи в комиксах по-прежнему живы только потому, что публике это нравится.

Временами герои пытаются бороться за свои права и отказываются делать то, чего от них требует создатель. Иногда это проявление их свободной воли, но если создатели хотят окончательно добить персонажей, то дают понять, что даже мысли о бунте посетили их головы только потому, что так захотел автор. А значит, персонажи остаются его безвольными рабами. Очень жестоко.

Supernatural

Герои «Сверхъестественного» живут в мире, где есть сериал «Сверхъестественное»

Разрушение четвёртой стены — интересный приём, если использовать его в меру. В противном случае он очень быстро обесценится. Например, если эти строки снова написать от лица Дэдпула, то будет уже не так свежо и неожиданно, как в первый раз…

Да что ты в этом понимаешь! Учись у знатоков жанра!

Помните, ребятки, всё хорошо в меру, и разрушение стенок тоже. Тут главное, чтобы у автора руки росли из того места. Но, если подумать, эти слова можно применить и вообще ко всему в жизни. Правда же? Чмоки!

Источник

Adblock
detector