экран домашнего кинотеатра на стене
Как обустроить домашний кинотеатр
Содержание
Содержание
Кто не любит ходить в кинотеатр? Огромный экран, хороший звук, попкорн — ради этого люди и ходят на кинопремьеры. Но если очень захотеть, то кинотеатр можно обустроить прямо у себя дома.
Где разместить
Первое, что нужно сделать, — прикинуть, подойдет ли ваша комната для домашнего кинотеатра. В идеале для этих целей нужно выделить отдельную комнату, но позволить такую роскошь могут обладатели просторных квартир или владельцы частных домов и коттеджей. Но если вы не обладаете ни тем, ни другим, то для кинотеатра подойдет обычная гостиная.
Обратите внимание на отделку помещения. Светлые оттенки будут отвлекать от просмотра и не дадут полностью погрузиться в атмосферу фильма, как в кинозале. Поэтому, раз вы поставили цель сделать хороший домашний кинотеатр, покрасьте стены в темный оттенок. А если вы боитесь, что комната получится слишком мрачной, есть хороший прием: сделайте одну стену напротив экрана светлой, тогда интерьер не будет выглядеть так тяжело.
Поскольку кинотеатр невозможно представить без хорошего звука, то нужно позаботиться еще и о звукоизоляции. Чтобы не мешать соседям, установите на стенах специальные звукопоглощающие панели, усилят их действие мягкие предметы интерьера: подушки, пледы, ковры. А вот стеклянных и любых других гладких поверхностей стоит избегать — они отражают звук, усиливая его.
На чем смотреть
Конечно же, кинотеатр — это большой экран. Для максимально приближенного результата лучше всего подойдет проектор. Тут есть два варианта: LCD или DLP-проекторы.
Важно обратить внимание на разрешение: подойдет проектор с разрешением 1280×800 пикселей. Сегодня большинство фильмов на дисках и в интернете не превышают этот формат, поэтому картинка получится просто отличной. Конечно, если бюджет позволяет, то можно приобрести и более дорогой вариант с бо́льшим разрешением, но переплатить придется почти в 1.5-2 раза.
Если ремонт еще не сделан, то лучшим решением будет монтаж видеопроектора на потолок. Для этого нужно подвести к месту монтажа необходимые кабели и рассчитать правильное расстояние. Но если глобальный ремонт не предвидится, то проектор устанавливается на специальный бокс между кресел или перед диваном. В этот же бокс устанавливаются и все остальные технические компоненты кинотеатра.
Конечно, проектор можно поставить и на простой журнальный столик. Но готовы ли вы во время просмотра терпеть раздражающий и отвлекающий от просмотра свет, который видно через вентиляционные отверстия проектора. К тому же торчащие провода будут смотреться не очень красиво. С другой стороны, проектор, установленный на столике, быстро убирается в шкаф, что очень важно, если комната используется не только для просмотра фильмов. Но тогда каждый раз, когда вы захотите посмотреть фильм, придется тратить время на настройку.
Обязательно ли в домашнем кинотеатре нужен видеопроектор? Нет, его можно заменить телевизором. И тут действует только одно правило — чем больше диагональ, тем лучше. Смотреть фильмы на телевизоре диагональю 32 дюйма можно, но, согласитесь, это будет уже совсем не кинотеатр.
И звук!
Существует два формата аудиосистемы — 5.1 и 7.1, различаются они количеством колонок. В первом случае это 5 колонок, во втором, соответственно, семь. Если комната не очень большая, то вполне подойдет формат 5.1, но если размер помещения более 302 метров, то для наилучшего звука стоит выбрать аудиосистему 7.1. Для обеих систем существуют правила расположения колонок в комнате. Если установить все колонки вдоль одной стены, то вы не ощутите всю глубину звука и не почувствуете себя как в настоящем кинотеатре и смысла от такого количества акустики не будет.
Если установить все колонки вдоль одной стены, то вы не ощутите всю глубину звука.
В домашних условиях аудиосистему лучше и проще всего будет установить по референсной схеме. В случае с форматом 5.1 одна, самая большая, колонка с сабвуфером располагается под телевизором или изображением проектора, две — по бокам, а оставшиеся две по углам за диваном.
Если комната совсем небольшая и углы почти совпадают с краями дивана, то звук из задних колонок может слишком «бить» по ушам, тогда следует применить немного другую схему расположения системы 5.1:
Небольшие колонки, установленные на стене позади дивана и немного отвернутые в сторону экрана, не будут оглушать, и тогда просмотр фильма станет гораздо приятнее.
Чтобы установит аудиосистему 7.1 по референсной схеме, колонки необходимо разместить так:
В случае, когда в комнате находится не только диван, но и несколько кресел, придется добавить еще пару колонок и расположить все так:
Эта схема максимально похожа на ту, что используется в больших кинотеатрах.
Но можно не заморачиваться с системами и купить саундбар. Главное преимущество — отсутствие лишних проводов, так как многие из них устанавливаются через Bluetooth-соединение.
Источник
Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать
Размер экрана и соотношение сторон
Первым и самым очевидным параметром для экрана является, конечно же, его диагональ. При выборе проектора и экрана нужно согласовать между собой три параметра: размер экрана, проекционное соотношение проектора и место установки.
Если эти параметры будут учтены, после покупки оборудования вы не получите неприятных сюрпризов, таких как картинка выходящая за рамки экрана или отсутствие правильной фокусировки.
Не стоит забывать и об одинаковом соотношении сторон для экрана и проектора: современным стандартом для мультимедиа высокой чёткости является 16:9. Соотношение сторон 4:3 всё ещё популярно в устройствах, которые используются для проведения презентаций в офисах или для образовательной деятельности, однако для домашнего кинотеатра это соотношение не столь интересно по причине больших незадействованных полей. Которые обязательно появятся при просмотре современных фильмов, клипов и прочего контента с соотношением сторон 16:9.
Также существует популярный формат 16:10, которому соответствуют разрешения 1920×1200 и 1280×800 — такой формат позволяет просматривать 1080p видео с небольшими неактивными полями на экране, но и имеет дополнительное пространство для более комфортного просмотра презентационных слайдов.
Для просмотра фильмов так же есть стандарт соотношения экрана, который называется Cinemascope, он соответствует 2.39:1. Такой формат используется в публичных кинотеатрах.
Конструкция
По типу конструкции можно разделить экраны на две основные группы: стационарные и мобильные.
Стационарные
На раме — такая конструкция предполагает сборку рамы с последующим натяжением на неё полотна, собранная конструкция закрепляется на стену. Главным плюсом такого типа экрана является равномерность натяжения полотна, что исключает появление искажений.
Сворачиваемый рулонный экран может крепиться на потолке или быть настенным. Такие экраны компактны, позволяют разворачивать их поверх телевизора, который может висеть на стене, тем самым превращая обычную гостиную в кинозал.
Для натяжения используется утяжелённая лента, которая пришита к низу экрана, что является причиной неидеального натяжения. В более дорогих моделях могут использоваться и боковые натяжители, которые решают эту проблему.
Разворачивание рулонных экранов может осуществляется вручную или быть моторизированно электроприводом. В некоторых моделях проекторов есть специальный триггерный выход, который выдаёт сигнал на открытие экрана при включении проектора.
Проекция на стену тоже является достаточно распространённым и недорогим вариантом экрана. Здесь важно заранее точно определиться с местом будущего экрана, ведь перевесить его уже не получится.
Мобильные экраны
Мобильные экраны могут представлять собой тот же сворачивающийся экран, который устанавливается на специальный штатив и складывается для транспортировки. Такой экран отлично подойдёт и для выездных презентаций, и для перемещения между разными залами в пределах одного офиса или учебного заведения.
На разборной раме, благодаря своей конструкции такой экран имеет лучшее натяжение полотна и лучшую устойчивость, что позволяет комфортно работать с полотном больших размеров. Для транспортировки такие экраны складываются в специальный кейс.
Надувной экран — тип конструкции для использования на открытых уличных площадках, похож на надувной детский батут.
Надувной каркас для транспортировки складывается в сумку, устанавливается и поддерживается в рабочей форме при помощи вентиляторов, нагнетающих воздух и поддерживающих давление даже при повреждениях оболочки.
Коэффициент усиления
Коэффициент усиления — характеристика, обозначающая отражательную способность покрытия проекционного экрана. Она показывает, насколько больше или меньше света будет возвращать экран в сравнении с белым матовым полотном, которое ещё называют «ламбертовым». Коэффициент такого полотна равен 1.0, оно рассеивает свет во всех направлениях равномерно. Если коэффициент равен 1.3, то экран вернёт на 30% больше света в направлении зрителя. При значении 0.8 вернётся только 80%, остальное поглотит поверхность экрана.
Казалось бы, что чем выше коэффициент усиления, тем лучше, ведь можно компенсировать недостаточную яркость устройства. Однако не всё так просто. Во-первых, чем выше усиление экрана, тем уже углы обзора у такого экрана — при взгляде на такой экран сбоку его яркость заметно падает. Это будет мешать комфортному просмотру большой компанией в помещениях, где нет нескольких рядов кресел. Во-вторых, с повышением отражающей силы экрана на нём (при просмотре с определённых углов) могут появляться блики и более яркие области — так называемые «горячие пятна».
Фото: Elite Screens
У экранов с коэффициентом меньше 1.0 также есть свои сильные и слабые стороны. Основным плюсом является повышение контрастности изображения и более глубокие тёмные цвета. К недостаткам следует отнести то, что для работы с таким экраном нужен достаточный запас яркости проектора: не стоит забывать, что при использовании 3D очков яркость изображения снизится ещё больше.
Угол обзора
Углы обзора — понятие отнюдь не новое. Наверное, каждый знает, что это такое, во многом благодаря LCD экранам, по аналогии с ними у проекционных экранов тоже есть такой параметр.
Если вы планируете приобрести себе обычный матовый экран, об этом можно не переживать — его углы просмотра очень широки.
Но если вам нужен экран с увеличенным усилением или технологией ALR, стоит обратить внимание на параметр «угол половинного усиления», который характеризует границы комфортного просмотра в градусах. Точка просмотра с максимальной яркостью находится перпендикулярно центру экрана, если зритель будет двигается в сторону от центра экрана яркость будет постепенно снижаться. В точке половинного усиления яркость составляет 50% от пикового значения.
Типы покрытий
Белые экраны
Белый матовый экран — основа основ среди всех экранов, самое универсальное и распространенное решение. Такой тип экрана отлично подойдёт для домашнего кинотеатра в помещениях с регулируемым уровнем освещения. У них широкий угол обзора.
Elite Screens M136XWS1
Рулонный проекционный экран Elite Screens MaxWhite закрепляется на стене и легко сворачивается, чтобы не нарушать интерьер комнаты. Белый материал MaxWhite с коэффициентом усиления 1.1 обеспечивает максимальные углы обзора и подходит для просмотра фильмов в 4K-разрешении.
Но, конечно, у всего есть свои недостатки. Для белого матового экрана таким недостатком является его диффузность, он будет отражать свет во всех направлениях не только от проектора, но и от любого другого источника света. В том числе и переотражённого, который падает на белый потолок и стены комнаты, а потом обратно на экран. Таким образом снижается контрастность изображения. Для борьбы с данным эффектом нужно максимально исключать сторонние источники света и светлые детали интерьера. И если первое в домашних условиях легко выполнимо, то со вторым могут возникнуть проблемы. И здесь нам может помочь следующий тип покрытия.
Серые экраны
Серый экран — сравнительно новый тип экрана, который происходит от вышеупомянутого белого. Цвет такого экрана может быть в нескольких тонах светло-серого. Экраны серого цвета могут быть с коэффициентом усиления как ниже, так и выше 1.0. Благодаря более темному цвету экрана уменьшается количество паразитной переотраженной засветки, что даёт более глубокий уровень чёрного цвета и лучшую контрастность, но при этом могут наблюдаться небольшие потери в отображении светлых тонов.
ALR экраны
ALR или Ambient Light Rejecting, что переводится как «отражение окружающего света» — общее название экранов, которые отражают или поглощают свет от ламп, окон и других источников, тем самым увеличивая контрастность и яркость картинки в светлых помещениях.
Когда говорят об ALR экране, обычно имеется в виду именно экран зеркального отражения. В отличии от обычного проекционного экрана, рассеивающего свет во все стороны, они работают на базовом законе оптики: угол падения равен углу отражения. Проектор устанавливается перед экраном таким образом, чтобы полотно отражало свет проектора прямо на зрителя. При этом свет от сторонних источников по такому же принципу отражается в сторону от зрителя. Важно, чтобы такие источники находились не в том же направлении, что и сам проектор, иначе нежелательный свет по-прежнему будет попадать в область просмотра.
Ещё один вид ALR экранов, более дорогостоящий и редкий — отражающий, который отражает свет от проектора к зрителям, но поглощает ненужный свет. Поверхность такого экрана изготовлена в виде микроскопических треугольных линз. Эти линзы расположены на экране горизонтально, что означает, что наиболее качественно такой экран будет поглощать верхний свет.
Экраны для UST-проекторов
UST — специальные экраны, которые созданный для работы с ультракороткофокусными проекторами, которые устанавливаются на расстоянии в несколько десятков сантиметров от экрана. Такой тип проекторов становится всё более популярным и, вероятно, со временем вытеснит классические длиннофокусные проекторы на потребительском рынке.
Подобные экраны, как и ALR, сконструированы таким образом, чтобы поглощать рассеянный свет и показывать максимально качественную картинку, невзирая на внешнее освещение. Поверхность UST экранов состоит из миниатюрных призм, выполненных в форме треугольника. Снизу на них падает луч света от прожектора, который хорошо виден зрителю. Если же в комнате включен свет, то он, падая на экран сверху, поглощается противоположной стороной треугольных призм:
Покрытие рабочей стороны призмы может быть белое или серое, с разными коэффициентами усиления. Верхняя часть, поглощающая фоновый свет — чёрная.
Большим плюсом таких экранов являются широкие углы обзора.
Чёрные экраны
Ещё один тип ALR экрана, является «бутербродом» из нескольких оптических слоёв. Свет проходит через них и, отражаясь от нижнего с высоким уровнем отражения, возвращается обратно через все слои к зрителю. При этом такой экран поглощает весь рассеянный свет, который может попадать на него сверху, снизу и со сторон, что даёт очень высокий уровень контрастности даже в освещённом помещении.
При помощи такого экрана можно добиться эффекта просмотра фильма в тёмной комнате. Экран поглощает переотражённый свет от светлого потолка или стен, и этот свет больше не влияет на картинку и не снижает её контрастность.
Чёрный экран против белого
Но за всё хорошее нужно платить, в данном случае углами просмотра — у таких экранов они на уровне 30-35°.
Экран обратной проекции
Направлять луч света на экран можно не только спереди, но и с обратной стороны. Такой способ называется обратной проекцией.
Преимуществами такого типа типа проецирования являются более высокий уровень контрастности, а находящийся перед экраном человек не загораживает собой часть изображения.
Главным недостатком такой проекции является то, что для установки оборудования нужно достаточно большое помещение. Проектор должен находиться за экраном на определённом расстоянии, и, само собой, пространство между ним и областью просмотра будет «бесполезным» — там нельзя будет ходить, чтобы не отбрасывать тень.
Помимо проекционных экранов для обратной проекции используются специальные прозрачные и непрозрачные плёнки, краска для обратной проекции, но это уже, скорее, варианты специфического профессионального использования. Например, для оформления витрин магазинов.
Акустически прозрачные экраны
При обустройстве качественного домашнего кинотеатра для правильного восприятия фильмов очень важно разместить фронтальную акустику именно за экраном. Для того, чтобы звук доходил до зрителя практически без потерь, используют акустически прозрачные экраны, это может быть перфорированное либо плетёное полотно.
Фото: Elite Screens
Плетёное полотно экрана лучше пропускает звук, особенно в верхнем диапазоне, но такое полотно может быть только матовым белым.
Перфорированное полотно более склонно к интерференциям звука между ним и стеной, на которой расположены динамики, но такие полотна могут быть не только белыми, но и серыми или чёрными с ALR.
Окрашенная стена
Покраска стены является достаточно бюджетным и распространённым вариантом. Но для этого недостаточно просто покрасить обои на стенах белой краской. Для избежания искажений стену предварительно нужно оштукатурить и зашпаклевать, чтобы поверхность стала максимально ровной и гладкой. Только после этого стену уже можно грунтовать и красить несколькими слоями краски. Краска для этого нужна матовая и нейтрального цвета, чтобы не навредить балансу белого.
Если выравнивание стен по каким-либо причинам невозможно, в качестве вариантов можно рассматривать ровные строительные материалы большой площади, например, листы гипсокартона или ДСП. Их можно закрепить на стену с последующей обработкой и покраской.
В основном для покраски стен под проекционный экран используются специализированные краски, которые разработаны для этих целей и дают гарантированно отличный результат при соблюдении технологии покраски. Такие краски могут быть разных цветов: белые, серые, серебристые — под любые требования покупателя.
Иногда удаётся подобрать подходящий вариант и среди «обычных» красок. В наших широтах особой популярностью пользуется Tikkurilla Harmony H499, так как она даёт предсказуемый результат, в отличии от более дешевых аналогов, и стоит относительно немного (если сравнивать со специализированными красками для экранов).
При создании экрана своими руками стоит не забыть о поклейке вокруг экрана рамки из чёрной матовой ленты, например бархатной. Такая деталь не просто визуально отделит экран от остальной стены и скроет переход, который местами может получится не идеальным, но и даст изображению дополнительную визуальную контрастность.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Нужен ли для отображения 3D специальный экран?
Нет, для работы с 3D в домашних условиях специальный экран не нужен. Но так как яркость изображения заметно снижается при просмотре в 3D-очках, при выборе между белым или серым экраном стоит убедиться, что ваш проектор достаточно яркий.
Какого цвета выбрать экран для домашнего кинотеатра?
Выбор цвета экрана зависит от освещённости во время работы. Если освещение полностью контролируемо, и интерьер в комнате не слишком светлый, — можно смело выбирать белый экран. Если предполагается небольшая фоновая подсветка или переотражённый свет — вам подойдёт экран серого цвета. Чёрные экраны не боятся стороннего освещения и дают отличный контраст, но тут уже большую роль играет высокая стоимость таких высокотехнологичных экранов.
Какой экран лучше подойдёт для 4K видео?
Для Ultra HD контента нужен экран высокого качества. Он должен быть однородным и гладким, чтобы не искажать отображение пикселей достаточно маленького размера. Производители экранов маркируют такие гладкие модели как «4K экран» (или UHD / Ultra HD). Если бюджет на экран для 4K-проектора ограничен, стоит рассмотреть вариант качественной покраски стены матовой краской, чем просто покупать бюджетный виниловый экран.
Для тех, кто хочет знать больше:
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.
Источник
Как выбрать проектор
Долгое время проекторы оставались специфической офисной техникой для презентаций и для демонстрации слайдов во время лекций. Высокая цена, низкая контрастность и плохое качество изображения отпугивали массового покупателя.
Но времена изменились – по цене и качеству изображения проекторы вплотную приблизились к телевизорам, а вот диагонали в десятки метров для последних недостижимы
Домашний 3D кинотеатр с экраном на всю стену?
Яркая и привлекательная реклама на любой поверхности?
Быстрое оформление любого зала под любое выступление – от рок-концерта до научной лекции?
Проекторы позволяют сделать все это и многое другое, надо только разобраться в их параметрах и понять, какие из них важны в каждом конкретном случае.
Характеристики проекторов
Проекционная технология.
LCD. Проекторы на основе одной просветной LCD-матрицы – самые доступные из всех, представленных на рынке. К сожалению, никакими другими преимуществами, кроме низкой цены, такие проекторы похвастаться не могут.
Качество изображения позволяет смотреть на экран только издалека (вблизи картинка будет «рассыпаться» на разноцветные точки).
Контрастность изображения невысока, потому что между пикселями остается большое «пустое пространство».
А поскольку производитель одноматричного проектора изначально ориентируется на низкую цену, то обычно и разрешение матрицы далеко от HD, и лампа в проекторе стоит недорогая и неяркая. В результате яркость изображения позволяет полноценно использовать проектор только в полной темноте, а низкое разрешение «размыливает» картинку до полной потери мелких деталей.
Для офисных презентаций, для использования в аудиториях такие проекторы малопригодны. А вот в качестве основы домашнего кинотеатра они вполне подойдут для не самого притязательного зрителя – диагональ экрана в два с лишним метра по цене бюджетного телевизора заставляет закрывать глаза на недостатки изображения.
3LCD. В проекторах, использующих три просветные LCD-матрицы, изображение на разноцветные пиксели не «рассыпается», даже если подойти вплотную к экрану. Благодаря этой технологии, пиксели на экране способны отображать любые оттенки, да и полезная их площадь намного больше.
В 3LCD проекторах за каждую цветовую составляющую отвечает отдельная монохромная LCD-матрица. Лучи света проходят через каждую из них по отдельности, затем с помощью призмы соединяются в цельное многоцветное изображение.
3LCD проекторы отличаются хорошей цветопередачей и качественной «картинкой». В то же время, контрастность их не так высока, как у DLP проекторов – даже самая качественная LCD-матрица не может обеспечить полного непропускания света и «настоящего» черного цвета на 3LCD-проекторе добиться не просто. Кроме того, жидкокристаллические матрицы «не любят» высоких температур и требуют постоянного обдува воздухом для отвода тепла. Это приводит к тому, что на матрицах постепенно скапливается слой пыли, несмотря даже на наличие фильтров и их своевременную чистку/замену.
3LCD проекторы хорошо подходят как для офисов и образовательных учреждений, так и для домашних кинотеатров. Но выбирая проектор для домашнего кинотеатра, имейте в виду, что 3LCD-проекторы с высокой контрастностью стоят намного дороже DLP-проекторов с аналогичными характеристиками.
DLP. В DLP-проекторе изображение формируется с помощью специального DMD-чипа, на котором расположено множество микроскопических поворотных зеркал, образующих матрицу определенного размера и разрешения.
DMD-чипы с высоким разрешением содержат миллионы зеркал, размеры которых не превышают толщину человеческого волоса. На матрицу падает свет от лампы, проходящий через цветовое колесо – вращающийся прозрачный диск с секторами разных цветов. При работе проектора цветовые компоненты изображения формируются по очереди – по мере прохождения луча света через соответствующие сектора.
Управляющие элементы в DMD-чипе расположены за зеркалами, а не вокруг пикселей, как в LCD-матрицах, поэтому у DLP-проекторов практически отсутствуют зазоры между пикселями.
Проекторы, использующие эту технологию, способны обеспечить «чистый» черный цвет – микрозеркала, отвечающие за пиксели черного цвета, отражают падающий на них свет в сторону, полностью исключая его. Сформированное DLP-проектором изображение отличается четкостью и контрастностью.
DMD-чип менее подвержен воздействию высоких температур, кроме того, у него реализован эффективный теплоотвод с тыльной стороны чипа. Оптическая система DLP-проекторов находится в герметичном корпусе и не требует чистки.
В последнее время все большее распространение получают LED-DLP-проекторы.
В них цветные лучи формируются не при прохождении через цветовое колесо, а с помощью трех мощных светодиодов разного цвета, включающихся по очереди. К сожалению, их яркость не дотягивает до яркости газоразрядных ламп, поэтому световой поток у таких проекторов невелик. Зато LED-лампы малогабаритны и имеют продолжительный срок службы.
Основной недостаток DLP-проекторов – «радужный эффект». Поскольку цветовые компоненты изображения проецируются по очереди, при высокой частоте кадров они могут относиться к разным кадрам. Это особенно заметно на динамичных сценах. Также эффект проявляется, если просто резко изменить направление взгляда – в разные момент глаз улавливает различные цветовые компоненты, что приводит к появлению радужных размытий на границах цветовых переходов.
Производители по-разному борются с этим эффектом – увеличивают количество секторов в цветовом круге, увеличивают скорость его вращения, устанавливают 3 DMD-чипа – но все это приводит к удорожанию проектора.
Еще из недостатков DLP-проекторов можно отметить сложности с отображением оттенков серого цвета – чтобы глаз воспринял последовательно сменившиеся пиксели разных цветов как одну серую точку, микрозеркало должно повернуться особенно точно. На некоторых DLP-проекторах даже на статичном сером градиенте можно заметить цветные полосы.
DLP-проекторы также хорошо подходят как для домашних кинотеатров, так и для презентаций, хотя сильные их стороны больше востребованы при просмотре именно фильмов, а не графиков и схем.
Но выбирая модель для домашнего кинотеатра, сначала проверьте, насколько сильно вам мешает «радужный эффект» DLP-проекторов. Потому что влияние его во многом субъективно – некоторые его практически не замечают, а некоторых он сильно раздражает.
LCoS (SRXD, D-ILA, R3LCD) технология призвана объединить достоинства обеих вышеперечисленных технологий и избавиться от их недостатков.
В этой технологии изображение формируется тремя монохромными LCD-матрицами (как у 3LCD), но не на просвет, а с отражением от их зеркальной подложки (как у DLP). Управляющие элементы пикселей расположены на подложке, за пикселями, и полезную площадь матрицы не снижают – пиксели расположены вплотную друг к другу. «Радужный эффект» отсутствует, изображение четкое.
Недостаток один – пока это самая дорогостоящая технология – LСoS-проектор будет стоить заметно дороже как 3LCD, так и DLP проекторов с аналогичными характеристиками.
LCoS-проекторы, из-за их высокой цены, представлены пока только в профессиональном сегменте и используются для создания высококачественных презентаций, художественных инсталляций и т.д.
Карманный проектор. Развитие технологий привело к тому, что самые маленькие проекторы действительно можно уместить в кармане – по размерам и по весу они вполне сравнимы с крупными смартфонами.
Разумеется, возможности у них скромнее, чем у полноразмерных проекторов – малая яркость LED-ламп и слабая контрастность не позволяют использовать их в освещенной комнате. Но в полной темноте карманные проекторы способны создать довольно качественное изображение диагональю до 40-60 дюймов.
Наличие встроенного аккумулятора и возможность соединения со смартфоном позволяют владельцам таких проекторов в буквальном смысле носить кинотеатр в кармане и организовывать просмотр фильмов (или презентаций) в любых условиях.
К этому типу относится основная масса проекторов. Они достаточно мобильны и просты в установке и подключении, часто в комплекте к ним идет сумка для переноски.
Проекторы весом от 4 кг и больше предназначены, в основном, для стационарной установки.
К этому классу относится большинство профессиональных инсталляционных проекторов с высокой яркостью ламп, возможностью использования в больших залах и на открытом воздухе и т.д.
Минимальный и максимальный размер проекции по диагонали определяют возможные размеры проецируемого изображения.
Размер проекции соответствует проекционному расстоянию – к примеру, на минимальном проекционном расстоянии диагональ изображения будет равна минимальному размеру проекции по диагонали.
А проекционное расстояние, в свою очередь, соответствуют фокусному расстоянию объектива, которое может изменяться в ограниченном диапазоне. Поэтому получить четкое изображение размером больше максимального (или меньше минимального) будет невозможно.
Учитывайте также проекционное соотношение (отношение проекционного расстояния к ширине проекции).
Так, если максимальный размер проекции у модели составляет 100″(220х120 см), а максимальное проекционное расстояние – 5 м (проекционное соотношение = 2,27), то для получения изображения диагональю 80″(180х100 см) проектор понадобится расположить в 180*2,27 = 4 метрах от экрана. То есть, в 3-метровой комнате изображение максимального размера не получить.
Чтобы получить крупное изображение на небольшом расстоянии, существуют ультракороткофокусные проекторы – у них проекционное соотношение минимально.
Разрешение – это количество пикселей, из которых состоит изображение в ширину и в высоту. Чем больше разрешение, тем четче изображение и тем на больший экран можно его проецировать без заметной потери качества. Высокое разрешение важно, если изображение должно сохранять мелкие детали или читабельный текст.
Разрешение до 800х600 годится только для просмотра видео среднего (до DVD) качества. HD видео на таком экране тоже можно смотреть, но детали будут теряться.
Для презентаций, содержащих графики, схемы и некрупный текст рекомендуется разрешение от 1024х768.
Чтобы смотреть фильмы в формате HD без потери качества, разрешение должно быть соответствующим – 1920х1080. Для просмотра видео на больших (7-10 метров по диагонали и более) экранах и максимального качества при проигрывании контента 4К рекомендуется разрешение 3840х2160.
Соотношение сторон. Для офисных проекторов и в учебных заведениях лучше выбирать проекторы с соотношением 4:3 – презентации, документы и слайды на таких демонстрировать удобнее. А для домашнего кинотеатра оптимальным вариантом будет соотношение 16:9 или 16:10..
Световой поток влияет на яркость изображения. Чем больше световой поток, тем при более сильном освещении можно будет использовать проектор.
Световой поток до 400 лм подойдет только для демонстрации изображений относительно небольшого (60-80″) размера в полной темноте. Световой поток такого уровня характерен для карманных проекторов.
Световой поток 400-1000 лм годится для организации домашних кинотеатров начального уровня. С такими значениями можно создать достаточно яркое изображение размером до 100″ в неосвещенной комнате в вечернее время.
Световой поток в 1000-1800 лм позволит различать информацию на экране в условиях частичной освещенности.
Для работы в помещениях при освещении, достаточном для чтения, можно воспользоваться следующей таблицей:
Проекторы со световым потоком более 3000 лм пригодны для работы в больших хорошо освещенных залах или на открытом воздухе.
Контрастность проектора определяется отношением яркости черного цвета к яркости белого. Контрастность отвечает за глубину черного цвета (т.н. «чистый черный»), за насыщенность «картинки», за отображение слабоконтрастных элементов.
Для офисных проекторов этот параметр не очень важен – в презентациях и демонстрационных слайдах изображения сами по себе контрастные; полутона и переходы цвета встречаются нечасто. Да и о «чистом» черном цвете в освещенном офисе или аудитории говорить не приходится – самый «черный» цвет на экране все равно будет определяться не характеристиками проектора, а освещенностью комнаты.
А вот для домашнего кинотеатра показатель контрастности важен – изображение со слабой контрастностью будет выглядеть блеклым и невыразительным.
Среди недорогих проекторов технология DLP обеспечивает лучшую контрастность. У проекторов подороже показатели контрастности у DLP и 3LCD примерно сравниваются.
Какую конкретно контрастность выбрать? Вопрос сложный, поскольку существует несколько методов измерения контрастности и какой из них конкретно применил производитель – понять не всегда возможно. Наличие диафрагмы на проекторе позволяет производителю указывать динамическую контрастность, превышающую нативную (при неизменной диафрагме) в сотни раз. Поэтому дорогой проектор с паспортной контрастностью 2000:1 может давать куда более глубокую и насыщенную «картинку», чем дешевый с заявленной контрастностью 10000:1.
При выборе проектора обязательно обратите внимание на срок службы лампы – её цена порой близка к цене самого проектора. Лампы с ресурсом в 2000 часов при ежедневном просмотре фильмов хватит на год-другой работы, после чего потребуется дорогостоящий ремонт.
Если вы хотите, чтобы проектор можно было использовать автономно, без ТВ-приставки и компьютера, обратите внимание на наличие TV-тюнера и на воспроизведение с USB-накопителей.
Только имейте в виду, эти опции порой (особенно на недорогих моделях) реализуются производителем по остаточному принципу. Качество приема TV-тюнера может оказаться довольно плохим, встроенный медиапроигрыватель может игнорировать некоторые форматы аудио и видео, да и разъем USB может «забастовать» и отказаться читать какой-нибудь жесткий диск.
Поддержка 3D. Эта опция заявлена чуть не у половины проекторов, и многие покупатели (по аналогии с 3D-телевизорами) ждут от таких проекторов возможности показа поляризованной стереопары. Увы, сделать дома IMAX 3D на основе проектора c «поддержкой 3D» не получится.
У большинства проекторов под «поддержкой 3D» понимается всего лишь возможность вывода анаглифической картинки. При просмотре такого изображения через анаглифические (красно-голубые) очки действительно присутствует некоторый стереоэффект, но отвратительная цветопередача портит все впечатление.
Проекторы, отображающие поляризованные стереопары, существуют, но стоят весьма недешево и для них нужны специальные экраны, не нарушающие поляризацию.
Варианты выбора проекторов.
Если вам нужно мобильное устройство, с помощью которого можно организовать просмотр фильма «на большом экране» за минимальное время в любом затемненном помещении, выбирайте среди карманных проекторов. Но имейте в виду, что при дневном свете «пристойную» картинку они обеспечить не смогут.
Одноматричные LCD-проекторы дают не самое лучшее изображение, но их низкая цена позволяет обустроить настоящий домашний кинотеатр с экраном «на всю стену» практически каждому.
Если вы хотите получить качественный домашний кинотеатр по небольшой цене, выбирайте среди недорогих DLP-проекторов.
Для презентаций, лекций и тренингов в освещенных помещениях вам потребуется проектор с большим световым потоком, создающий яркое изображение, хорошо различимое даже при дневном свете.
Если проектор должен быть расположен близко к экрану, выбирайте среди ультракороткофокусных проекторов.
Источник