дело есть дело пол верховен

Дело есть дело / Wat zien ik (1971)

Luchshie filmyi v retsenziyah Delo est delo Wat zien ik 1971Полнометражный фильм.

Другие названия: «Бизнес есть бизнес» / «Что я вижу!» (варианты перевода названия), «Дело есть дело?!» / «Бизнес есть бизнес?!» / «Wat zien ik!?», «Дело есть дело» / «Бизнес есть бизнес» / «Business Is Business» (международное англоязычное название), «Любым особым образом» / «Any Special Way» (международное англоязычное название), «Дневник шлюхи» / «Дневник проститутки» / «Diary of a Hooker» (США).

Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Пол Верховен.

Автор сценария Жерар Зётман по роману Альберта Моля.

Композиторы Юлиус Стеффаро, Джек Тромби.

Оператор Ян Де Бонт.

Краткое содержание
Греет ( Ронни Бирман ) и Нел ( Сильвия де Лёр ), живущие на разных этажах в доме, расположенном в непосредственной близости от амстердамского канала Принсенграхт, зарабатывают на жизнь проституцией, принимая клиентов с самыми странными и причудливыми запросами. У первой из них завязывается что-то вроде романа с женатым мужчиной по имени Пьет ( Пьет Рёмер ), в то время как последняя — терпеливо сносит побои от любовника Сйаака ( Юлес Хамел ). Есть ли у подруг шанс на личное счастье?

Также в ролях: Бернард Дроог (Боб Де Врис, продавец пятновыводителей), Карола Гийсберг ван Вийк (Ёпи, проститутка), Альберт Моль (Ван Шаверен, мужчина по объявлению), Хелмерт Вуденберг (первый клиент), Эрик ван Игнен (клиент, изображавший пациента), Тон Ленсинк (клиент, любитель ужаса), Аллард ван дер Шеер (доктор / «школьник Янти»), Вим Коувенховен (клиент – вдовец с комплексом вины), Кика Моль (проститутка).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.07.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Luchshie filmyi v retsenziyah Delo est delo Wat zien ik 1971 1 Греет подменяет Нел

Luchshie filmyi v retsenziyah Delo est delo Wat zien ik 1971 2 Нел мечтает о лучшем

Впрочем, колоссальный коммерческий успех (при бюджете NLG 800 кассовые сборы составили NLG 4 млн., посещаемость – 2,36 млн.) был бы всё же недостижим, если б кинематографисты обратились к бытованию не кудесниц продажной любви, а представительниц пролетариата или среднего класса. Режиссёр выплёскивает тонны сарказма в эпизодах, когда подружки стараются исполнить сокровенные желания клиентов, преображаясь то в строгих учительниц, наказывающих нерадивого «ученика», то в хирургов, то в… курочек, бегающих – полуголые, в перьях – кругами вокруг «петуха»! Вот только объектом колких насмешек становятся по преимуществу не подружки, а их посетители – заурядные обыватели, приходящие не столько получить сексуальное удовлетворение, сколько дать волю подавленным комплексам и нереализованным детским фантазиям. Для жриц древнейшей профессии это – всего лишь работа, постепенно превращающаяся в рутину: дело есть дело или же, на американский манер, бизнес есть бизнес. Верховен и Зётман не проходят мимо возможности выступить хроникёрами злачных мест Амстердама (квартала красных фонарей и набережной канала Принсенграхт) ещё до того, как они были возведены – возведены вполне официально! – в ранг главных достопримечательностей столицы Нидерландов. И, соответственно, поведать об изменении (раскрепощении) общественных нравов. Однако по-настоящему создателей картины интересует, конечно, другое – душевные метания подружек, подсознательно жаждущих самого обыкновенного женского счастья, ради которого готовы верить в заведомо недостижимый идеал (как Греет), терпеть непрекращающиеся издевательства от сожителя-сутенёра и… выскочить замуж при первой возможности. Не то чтобы авторы стремятся выставить себя великими моралистами, но по завершении сеанса, когда для кого-то в жизни наступает новый этап (хотя и пока неясно, насколько безоблачный), а у кого-то – всё возвращается на круги своя, ощущение ненормальности существования такого плана не покидает. «Турецкие сладости» – следующий шаг.

Прим.: рецензия публикуется впервые

Источник

Путь к «Искушению»: все фильмы Пола Верховена от самого невинного к самому откровенному

Своеобразный гид по фильмографии режиссера запрещенного «Искушения» и одного из главных провокаторов от мира кино.

Нидерландский режиссер Пол Верховен снимает фильмы в самых разных жанрах. Однако, за какую форму он бы не взялся — будь то эротический триллер или экранизация научной фантастики, – содержание остается неизменным. Верховена неизменно интересует человек во всей его неприкрытой неприглядности. Разумеется, внешне это часто воспринимается как провокация, и выход чуть ли не каждого нового фильма сопровождается скандалом. Так случилось и в этот раз с его новой картиной, которую запретили показывать в российских кинотеатрах, «Искушение», рассказывающей о запретной любви двух католических монахинь в Италии эпохи Возрождения. Киноафиша решила пройтись по богатой на события фильмографии режиссера и расставить его работы по шкале «непристойности».

17. «Вспомнить всё» (1990)

16. «Звездный десант» (1997)

Еще одна экранизация. На этот раз одноименного романа Роберта Хайнлайна о будущем, в котором человечество браво покоряет новые миры и борется с гигантскими разумными арахнидами. Гимн американскому милитаризму Верховен превратил в тонкую и еле заметную сатиру его высмеивающую, нарядив героев войны Джони Рикко и его друзей в форму, жутко напоминающую униформу фашистов, и процитировав в нескольких сценах знаменитый фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли». Политическая, но весьма пристойная провокация, если не считать пары оторванных рук, к тому же не удавшаяся в полном смысле: зрители в основной своей массе авторской иронии не разглядели и ликовали вместе с героями в финале.

15. «Оранжевый солдат» (1977)

Первая военная картина в карьере режиссера. Фильм рассказывает об эпохе оккупации нацистами его родной Голландии, и здесь важно напомнить, что Верховен родился в 1938 году и, вероятно, это время неплохо запомнил — оранжевое королевство было освобождено только в мае 1945 года. Впрочем, в истории четырех друзей — главных героев картины — сентиментальности это совсем не добавляет. Вместо нее, Верховен обращается к своему проверенному оружию — иронии. Несмотря на то, что друзья оказались по разные стороны баррикад, они продолжают общаться, а победа и освобождение завершается восстановлением монархии. Непристойная, но укладывающаяся в рамки приличий логика.

14. «Черная книга» (2006)

Идейно продолжающая «Оранжевого солдата» картина, задуманная Верховеном ещё в 70-х. История о голландской еврейке Рахиль, которая, как и героиня «Оранжевого солдата» Эстер, просто пытается выжить сначала в нацистских, а потом и в народных расправах над коллаборационистами, заканчивается иронически горько — началом войны в Суэцком канале.

13. «Одураченный» (2012)

Скромная экспериментальная картина, в которой режиссер посмеивается над своим главным героем — главой строительный фирмы и «отличного семьянина», который думает, что у него есть всё и убеждается в обратном, когда лишается этого опасного чувства всего за один день.

12. «Робокоп» (1987)

Напоминание о тех временах, когда фильмы с рейтингом R становились хитами проката. Истории, придуманной Эдвардом Ноймайером на съемках «Бегущего по лезвию», где он трудился ассистентом, Верховен добавил несколько штрихов от себя, соединив две группы — корпорацию и преступность — в одно целое. Мрачная эстетика разоренного Детройта и открытая критика власти капитала вкупе с ультранасилием стали идеальным началом американской карьеры Верховена.

11. «Невидимка» (2000)

Одна из самых замечательных ролей злодея в мефистофелевской карьере Кевина Бейкона. В «Невидимке» он играет «сумасшедшего ученого» Себастьяна Кейна, вместе с телесностью (он становится невидимым в результате собственного эксперимента) потерявшего и остатки совести. Сцена изнасилования при всей оригинальности экспозиции (Себастьяна, как злого духа из старых сказок, не было видно) выглядит по-настоящему страшно.

10. «Она» (2016)

Строится, как ни странно, на том же элементе. Главную героиню Мишель Леблан в исполнении Изабель Юппер в течение фильма несколько раз насилует один и тот же человек в маске, что… не вызывает у нее никаких эмоций. Впрочем, трактовать эту историю буквально, вероятно, не стоит. Собственно, сам акт насилия не становится центральным в фильме и показан почти так же буднично, как и прочие сцены.

9. «Плоть и кровь» (1985)

Название фильма вполне отражает его содержание (как и в целом фильмографию Верховена). Чрезвычайно натуралистичная драма, случившаяся на рубеже эпох — Средневековья и Возрождения, — сталкивает их между собой в идейном и вполне материальном противостоянии вольного наемника Мартина и аристократа, последователя идей Леонардо да Винчи Стефана Арнольфини. Фильм рассорил давний союз Верховена и его любимого актера Рутгера Хауэра, но позволил впервые поработать с американскими продюсерами и англоязычными актерами, прорубив режиссеру окно в Голливуд.

8. «Кити-вертихвостка» (1975)

Экранизация романа голландской писательница Ниль Дофф, относящейся к так называемой пролетарской литературе. Жесткая, без изысков постановка о жизни обычной представительницы социальных низов, вынужденно переселившейся из провинции в Амстердам, в котором ей приходится временно торговать своим телом (впрочем, к этому ее склоняют при всяком удобном случае). Путь, который спустя пятнадцать лет пройдет героиня Джулии Робертс в «Красотке», приведет Китти к счастливому замужеству с аристократом, бьющимся за права неимущих.

7. «Дело есть дело» (1971)

Комедийный фильм о будничных перверсиях голландцев, рассказанный от лица двух амстердамских проституток Грит и Нел, работающих в районе красных фонарей. Мужчины, одевающиеся как младенцы, Нел, наряжающаяся то как школьная учительница, то как ведьма, вот и весь скромный карнавал разнузданности.

6. «Шоугелз» (1995)

Фильм, в котором обнаженного женского тела так много, что его вскоре перестаешь замечать. После выхода «Основного инстинкта» Верховен получил карт-бланш и решил снять современную версию классического фильма Манкевича «Всё о Еве», заменив психологизм оригинала привычной критикой американских ценностей. Действие из театра перенесли в стриптиз-клуб, а главная героиня соответственно сменила актерство на откровенные танцы. В результате – многочисленные номинации на «Золотую малину» и разрыв многообещающего дуэта Верховена со сценаристом «Основного инстинкта» Джо Эстерхазом.

5. «Четвертый мужчина» (1983)

Фильм, предвосхитивший одну из самых знаменитых работ Верховена — «Основной инстинкт» – и посвященный во многом той же теме — паре Эроса и Танатоса, власти сексуального наваждения над человеком и его странной связи со смертью. По сюжету писатель Герард Реве (фильм является экранизацией романа в духе автофикшн), страдающий от алкоголизма, католицизма и угрызений совести из-за своей бисексуальности, встречает роковую блондинку Кристину — заслуженную вдову трех мужей, погибших при необычных обстоятельствах. Кроме замечательной темной атмосферы фильма, в которой, по выражению нескольких критиков, соединились Хичкок и Бунюэль, фильм богат на символы, главным образом религиозные, которые Верховен если и не деконструирует, то по крайней мере подтачивает.

4. «Основной инстинкт» (1992)

Фильм с той самой сценой допроса Кэтрин Трэмелл — героини Шэрон Стоун, — во многом напоминающий «Четвертого мужчину», но сделанного в Америке. Вместо «интеллигентной» работы писателя, главный герой теперь трудится полицейским детективом, окружают его не религиозные символы, а хромированные подделки культуры успеха, и, соответственно, чувство вины, побуждающее его пить сверх меры, вызвано непреднамеренным убийством невинных. Замечательный дуэт Майкла Дугласа и Шэрон Стоун в очередном переложении важных для Верховена тем — вожделений плоти и крови.

3. «Турецкие наслаждения» (1973)

Фильм, который при выходе во многих странах восприняли как полупорнографический (что бы это ни значило), например, в США его показывали в специализированных кинотеатрах. Но уже на входе в новое тысячелетие он стал считаться классикой и, возможно, главным голландским фильмом в истории. Несмотря на обилие откровенных сцен с молодым Рутгером Хауэром в самом расцвете сил, в единое целое их объединяет драматичная история любви и ее смерти. Эрик находит свою любовь, только чтобы потерять навеки. Единственная в карьере Верховена номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

2. «Лихачи» (1980)

Фильм настолько возмутивший голландскую общественность, что Верховену пришлось искать варианты продолжения карьеры по ту сторону Атлантики (противники даже организовали «антилихаческий комитет»). Впрочем, и на родине, на которую он всё же вернётся спустя много лет, ему уже было тесно. «Лихачи» рассказывают о молодых мотоциклистах, которые целыми днями разъезжают по Роттердаму и развлекаются как могут — дерутся, дебоширят и занимаются сексом (иногда и однополым).

1. «Искушение» (2021)

Первый в карьере Верховена фильм, которому было отказано в выдаче прокатного удостоверения… в России. Искушению (российское название было придумано прокатчиками, в оригинале фильм называется «Бенедетта») в фильме поддаются монахини Бенедетта Карлини в исполнении Виржини Эфира, которая, к слову, играла набожную католичку в предыдущем фильме режиссера, и Бартоломеа, предающиеся в монастыре любовным утехам. Это, вероятно, и возмутило Министерство культуры. Важно упомянуть, что Бенедетта вполне исторична, и сюжет основан на записях ее допросов, сделанных между 1619 и 1623 годами, хотя и здесь Верховен по привычке гримасничает (фигурка богоматери становится предметом для ублажения) и иронизирует над религией (у Бенедетты открываются стигматы, и прелаты готовы канонизировать ее при жизни), развивая некоторые темы, затронутые в «Четвертом мужчине».

Источник

Путь к «Искушению»: все фильмы Пола Верховена от самого невинного к самому откровенному

Своеобразный гид по фильмографии режиссера запрещенного «Искушения» и одного из главных провокаторов от мира кино.

Нидерландский режиссер Пол Верховен снимает фильмы в самых разных жанрах. Однако, за какую форму он бы не взялся — будь то эротический триллер или экранизация научной фантастики, – содержание остается неизменным. Верховена неизменно интересует человек во всей его неприкрытой неприглядности. Разумеется, внешне это часто воспринимается как провокация, и выход чуть ли не каждого нового фильма сопровождается скандалом. Так случилось и в этот раз с его новой картиной, которую запретили показывать в российских кинотеатрах, «Искушение», рассказывающей о запретной любви двух католических монахинь в Италии эпохи Возрождения. Киноафиша решила пройтись по богатой на события фильмографии режиссера и расставить его работы по шкале «непристойности».

17. «Вспомнить всё» (1990)

16. «Звездный десант» (1997)

Еще одна экранизация. На этот раз одноименного романа Роберта Хайнлайна о будущем, в котором человечество браво покоряет новые миры и борется с гигантскими разумными арахнидами. Гимн американскому милитаризму Верховен превратил в тонкую и еле заметную сатиру его высмеивающую, нарядив героев войны Джони Рикко и его друзей в форму, жутко напоминающую униформу фашистов, и процитировав в нескольких сценах знаменитый фильм Лени Рифеншталь « Триумф воли». Политическая, но весьма пристойная провокация, если не считать пары оторванных рук, к тому же не удавшаяся в полном смысле: зрители в основной своей массе авторской иронии не разглядели и ликовали вместе с героями в финале.

15. «Оранжевый солдат» (1977)

14. «Черная книга» (2006)

Идейно продолжающая «Оранжевого солдата» картина, задуманная Верховеном ещё в 70-х. История о голландской еврейке Рахиль, которая, как и героиня «Оранжевого солдата» Эстер, просто пытается выжить сначала в нацистских, а потом и в народных расправах над коллаборационистами, заканчивается иронически горько — началом войны в Суэцком канале.

13. «Одураченный» (2012)

Скромная экспериментальная картина, в которой режиссер посмеивается над своим главным героем — главой строительный фирмы и «отличного семьянина», который думает, что у него есть всё и убеждается в обратном, когда лишается этого опасного чувства всего за один день.

12. «Робокоп» (1987)

11. «Невидимка» (2000)

10. «Она» (2016)

Строится, как ни странно, на том же элементе. Главную героиню Мишель Леблан в исполнении Изабель Юппер в течение фильма несколько раз насилует один и тот же человек в маске, что… не вызывает у нее никаких эмоций. Впрочем, трактовать эту историю буквально, вероятно, не стоит. Собственно, сам акт насилия не становится центральным в фильме и показан почти так же буднично, как и прочие сцены.

9. «Плоть и кровь» (1985)

8. «Кити-вертихвостка» (1975)

7. «Дело есть дело» (1971)

Комедийный фильм о будничных перверсиях голландцев, рассказанный от лица двух амстердамских проституток Грит и Нел, работающих в районе красных фонарей. Мужчины, одевающиеся как младенцы, Нел, наряжающаяся то как школьная учительница, то как ведьма, вот и весь скромный карнавал разнузданности.

6. «Шоугелз» (1995)

5. «Четвертый мужчина» (1983)

Фильм, предвосхитивший одну из самых знаменитых работ Верховена — «Основной инстинкт» – и посвященный во многом той же теме — паре Эроса и Танатоса, власти сексуального наваждения над человеком и его странной связи со смертью. По сюжету писатель Герард Реве (фильм является экранизацией романа в духе автофикшн), страдающий от алкоголизма, католицизма и угрызений совести из-за своей бисексуальности, встречает роковую блондинку Кристину — заслуженную вдову трех мужей, погибших при необычных обстоятельствах. Кроме замечательной темной атмосферы фильма, в которой, по выражению нескольких критиков, соединились Хичкок и Бунюэль, фильм богат на символы, главным образом религиозные, которые Верховен если и не деконструирует, то по крайней мере подтачивает.

4. «Основной инстинкт» (1992)

3. «Турецкие наслаждения» (1973)

Фильм, который при выходе во многих странах восприняли как полупорнографический (что бы это ни значило), например, в США его показывали в специализированных кинотеатрах. Но уже на входе в новое тысячелетие он стал считаться классикой и, возможно, главным голландским фильмом в истории. Несмотря на обилие откровенных сцен с молодым Рутгером Хауэром в самом расцвете сил, в единое целое их объединяет драматичная история любви и ее смерти. Эрик находит свою любовь, только чтобы потерять навеки. Единственная в карьере Верховена номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

2. «Лихачи» (1980)

Фильм настолько возмутивший голландскую общественность, что Верховену пришлось искать варианты продолжения карьеры по ту сторону Атлантики (противники даже организовали «антилихаческий комитет»). Впрочем, и на родине, на которую он всё же вернётся спустя много лет, ему уже было тесно. «Лихачи» рассказывают о молодых мотоциклистах, которые целыми днями разъезжают по Роттердаму и развлекаются как могут — дерутся, дебоширят и занимаются сексом (иногда и однополым).

1. «Искушение» (2021)

Источник

Манифест контркультуры

— Правда, что Шарон Стоун влепила вам пощечину, увидев на экране эпизод с допросом из «Основного инстинкта»?

— Это наглая ложь! Если бы это произошло, она получила бы от меня по роже в ответ!

Пол Верховен, интервью «Комсомольской правде»

Представьте на минуту Голливуд времен бурных восьмидесятых. «Звездные войны», строчащие из пулеметов скуластые герои, эффектные однострочные реплики и. слышите страшный грохот в кулуарах? Это американский голландец Пауль яростно крушит устои коммерческого кинематографа. Гонг! Уход из-под кулака ханжей, хитрый обманный маневр и правый хук по киноштампам. Гонг! Апперкот по однобоким характерам. Гонг! С колена в политкорректность. Нокдаун! От такой осады киноиндустрия оправится еще нескоро.

Иваново детство

18 июля 1938 года в неизвестном роддоме города Амстердама появился на свет ребенок, которому было суждено стать одним из величайших ниспровергателей традиций массового кино в истории. Отец ребенка, сельский учитель Уим Верхувен назвал отпрыска Паулем в честь одного из далеких родственников своей жены Нел.

Настоящее имя Пола Верховена — Пауль Верхувен. Переезд в США потребовал от режиссера не только отказаться от многих реалий голландской жизни, но и изменить оригинальное произношение имени и фамилии.

Юные годы Пауля проходили в атмосфере всеобщего страха и безнадежности. Спустя год после его рождения началась Вторая мировая война, оставившая неизгладимый отпечаток не только на детстве будущего гения целлулоида, но и на всем его дальнейшем творчестве.

Пауль в молодости: форменный голландский Шурик.

Маленькая Голландия подверглась фашистской оккупации в числе первых. Едва сын достиг школьного возраста, чета Верхувенов покинула родную деревню Сликкервир и обосновалась в Гааге, бывшей в те годы опорным пунктом окрестных нацистских сил. Жизнь семьи превратилась в тягостное существование от сирены до сирены: занятая немцами Гаага стала форменным испытательным полигоном, на котором отрабатывали меткость экипажи бомбардировщиков антигитлеровской коалиции. Архитектура города не позволяла с высокой точностью вычислять координаты стратегически важных целей, так что бомбежке подвергались в равной степени как объекты вермахта, так и жилые кварталы.

Познающему мир Паулю царящий вокруг ужас, несмотря ни на что, представлялся зрелищем крайне захватывающим. День за днем перед его глазами мелькали бесконечные вереницы немецких патрулей, соседние здания все больше покрывались копотью, а сигнал тревоги превратился в горькую альтернативу и будильнику, и маминой сказке на ночь.

Семья Верхувенов пережила оккупацию относительно спокойно. В их родословной не было еврейских кровей, сами же они всеми силами старались избегать внимания сотрудников немецкой ставки, располагавшейся буквально в соседнем районе. Год за годом война стала восприниматься Паулем как неотъемлемый атрибут реальности. С падением Германии и освобождением Голландии для него наступили дни не столько счастливые, сколько странные.

Пол Верховен, каков он есть.

В конце 50-х повзрослевший и набравшийся опыта Пауль Верхувен поступил на физико-математический факультет Лейденского университета. Несмотря на явные успехи в профильных предметах, его творческий разум воспринимал точные науки лишь как обязательный аккомпанемент для новой страсти — кинематографа. Первый опыт работы с камерой лишь убедил Верхувена в правильности выбранного пути: любительские короткометражки, снятые на голом энтузиазме его самого и кучки кустарных актеров, попали в поле зрения высшего руководства страны. Покинув университет с докторской степенью в кармане, он впервые в полной мере осознал, что кино — его будущее.

Первыми коммерческими работами Верхувена стали пропагандистские документальные фильмы, снятые по заказу Военно-морского флота Голландии. Во время работы на государство он посещал кинематографические курсы и начал активно готовить себе пропуск на телевидение.

Постер фильма «Плоть и кровь».

1969 год стал эпохальным в карьере Верхувена. Именно тогда он познакомился с крутым голландским парнем Рутти, позже известным миру исключительно как Рутгер Хауэр. Их многолетнее сотрудничество началось с телесериала Floris, повествующего о нелегкой доле средневековых рыцарей. Телевизионная аудитория отнеслась к тандему Верхувена-Хауэра более чем благожелательно, что немедленно подвигло героев на подготовку полномасштабной экспансии на киноэкраны.

Запущенная в прокат в 1971 году трагикомедия «Работа есть работа» о нескучной жизни двух амстердамских проституток не смогла, вопреки ожиданиям, похитить сердца публики и осталась практически незамеченной. Ее Высочество Известность посетила Верхувена лишь спустя два года, в день премьеры его следующей картины — эротической драмы «Турецкие наслаждения», раз и навсегда установившей творческий вектор режиссера в строго определенном направлении.

В тот год по картине прошлись все, не исключая самых ленивых. Верхувена обвинили в излишней натуралистичности и в равнодушном отношении к морали, в стремлении к эпатажу и отсутствии хорошего вкуса, что, впрочем, не помешало «Турецким наслаждениям» пользоваться бешеным успехом. Продолжившие скандальную традицию «Оранжевый солдат» и «Плоть и кровь» (первый фильм Верхувена на английском языке) окончательно рассорили режиссера (а вместе с ним и не отстающего Рутгера Хауэра) с голландской публикой и стали своеобразной точкой невозвращения, финишной чертой, подводящей итог под первым этапом его грандиозного шествия. Перед доктором физико-математических наук Паулем Верхувеном новые перспективы.

«Робокоп» — первый триумф на новой земле.

Пол Верховен и Кэрис Ван Хоутен. Фото на память.

Сотрудничество Верховена с Рутгером Хауэром не было вечным: приятели рассорились после шумного успеха «Бегущего по лезвию бритвы». Истинные причины конфликта остаются тайной.

При бюджете в 65 млн картина «Вспомнить все» собрала в мировом прокате свыше 260 миллионов долларов, тем самым став одним из самых успешных блокбастеров конца 80-х — начала 90-х.

Пол Верховен стал первым номинантом антипремии «Золотая малина» и лично присутствовал на ее вручении. Столь «престижная награда» досталась ему как худшему режиссеру года за фильм «Шоугелз».

Картины Верховена (кроме «Шоугелз») были столь успешны в Голливуде, что режиссера не раз просили заняться их сиквелами. От всех предложений Пол отказался.

Верховен приобрел права на экранизацию романа «Азазель» Бориса Акунина. Картина будет выпущена на английском языке, участие в ней русских актеров не предполагается. Дата начала съемок в настоящее время держится в тайне.

Жена Пола Мартин Верховен родила ему двух дочерей — Клаудию (1972 год) и Хелен (1974 год).

Второй фронт

Соединенные таты встретили голландского американца Пола Верховена настороженным молчанием. На него никто не смотрел неодобрительным взглядом, но и не просил автограф. Голливуд предъявил приезжему свои правила, и Верховен с лукавой улыбкой их принял. Разумеется, понарошку.

Увидевший свет в 1987 году «Робот-полицейский» («Робокоп») стал первым шагом Верховена на поверхность новой для него планеты остросюжетных блокбастеров. К удивлению публики, картина по сценарию Эдварда Ньюмье и Майкла Майнера о несущем закон и порядок киборге, сделанная руками странного голландского хиппи, не только не провалилась, но и прегромко выстрелила. Фильм был удостоен двух номинаций на «Оскар» и внес свой весомый вклад в дело становления образа качественного фантастического боевика.

Эскиз железного цыпленка ED-209 и его воплощение на экране.

Верховен торжествовал. Заинтересованный Голливуд повернулся к нему лицом, открыв крайне любопытные просторы для экспериментов. Долгие три года о забавном голландском хиппи не было слышно ни звука. Публика лениво махнула рукой и занялась своими делами, оставив без особого внимания появившуюся на книжных прилавках в 1989 году графическую новеллу Total Recall авторства фантаста Пирса Энтони. Ничто не предвещало бури, так что случилась она неожиданно. В начале 1990 года в кинотеатрах США появились загадочные афиши. С них на зрителей сурово взирала синюшная физиономия, в которой угадывались черты Арнольда Шварценеггера. Плакаты венчал глубокомысленный слоган «Что вы будете делать, если кто-нибудь вдруг похитит ваше сознание?» и уже знакомый многим логотип Total Recall («Вспомнить все»).

«Вспомнить все». Тот самый постер.

Фильм прогремел так, что удивился даже готовый ко всему Верховен. История приключений рядового пролетария Дугласа Куэйда в недрах марсианской колонии была дружно признана критиками лучшей киноадаптацией года, решительно опередив по степени зрительской любви даже первоисточник авторства Филипа Дика.

Помните, кто это? Бравый Куэйд заставит вас вспомнить всё!

Со «Вспомнить все» началась история сотрудничества Верховена с голливудскими знаменитостями. Тогда же маститые продюсеры впервые осознали, что за личиной забавного голландца скрывается бескомпромиссный характер с уникальным авторским видением массового кино, умеющий прочно держать на крючке публику и способный диктовать свои условия. Выросшие в эпоху развеселого трэша зрители выходили из кинозала в прострации, не в силах оправиться от убойного тандема Железного Арни и Шарон Стоун, а также действа, полного жестоких и откровенных сцен.

Сценарий переписывался десяток раз, а Дэвид Кроненберг, не выдержал жестокой схватки с продюсерами и демонстративно хлопнул дверью, плюнув в сторону ранее предложенного ему режиссерского кресла. Таким же образом ушли претендовавшие на роль протагониста актеры, не найдя общего языка со студией Дино де Лаурентиса. Тем временем в дикой австралийской местности уже началось строительство марсианских интерьеров и пейзажей, которым так и не суждено было оказаться востребованными: студия отчаялась свести концы с концами и ушла с молотка.

Плодородные марсианские прерии. А где же яблони?

Волею судеб проект попал под крыло Carolco и находившегося на пике карьеры Шварценеггера, который, будучи под глубоким впечатлением от недавнего «Робокопа», поспособствовал набору съемочной команды и пригласил занять пост режиссера Пола Верховена. Поручив самому себе главную роль, Арни немедленно отдал сценарий на соответствующую доработку. В ходе долгих производственных коллизий оригинальный клерк-недотепа Куэйд сменил призвание на строительный бизнес, изрядно оброс мускулами и научился зрелищно играть желваками. Место съемок в срочном порядке перенесли из далекой Австралии в почти пограничный Мехико, где был спешно отстроен один из грандиознейших комплексов декораций за всю историю кино. Скрестив пальцы и собрав весь творческий запал, Верховен приступил к работе.

«Вспомнить все» стал первым по-настоящему больным укусом Верховена в заплывший жиром бок Голливуда. На фоне коллег по жанру картина блистала потусторонней энергетикой и смелыми решениями. Массовый кинематограф протер глаза и понял, наконец, с кем связался. Двумя годами позже увидел свет эротический триллер «Основной инстинкт» с Шарон Стоун и Майклом Дугласом в главных ролях, ставший своеобразным возвращением Пола к истокам. В отличие от «Турецких наслаждений», новое обращение к деликатной теме человеческих пороков и потаенных желаний не сделало режиссера изгоем в глазах консервативно настроенной публики. Презентация картины вылилась в ожидаемый скандал, который, впрочем, сыграл Верховену на руку, окружив его ореолом почета и славы как режиссера, далекого от каких бы то ни было рамок и условностей.

Наставление Майкла Дугласа на путь истинный.

Об инстинктах

Пол Верховен никогда не стеснялся снимать откровенные сцены. Более того, «эротика на грани» стала одним из его излюбленных козырей: начиная с комедии «Работа есть работа», в его фильмографии сложно найти картины, на протяжении которых зрителю не демонстрировались бы как минимум филейные части той или иной героини. Исключением можно назвать разве что «Робота-полицейского», сама концепция которого не приемлет мелодраматических элементов (кроме душевных терзаний самого железного протагониста, разумеется). Впрочем, склонность к пикантностям не раз вставала между Верховеном и актерами: подробности съемки известной сцены с Шарон Стоун из «Основного инстинкта» превратились силами актрисы в курьезную байку. На фоне негодования адептов морали лицедейка заявила, что якобы Верховен обманом лишил ее нижнего белья, в дальнейшем же она признавалась, что сама стала вдохновителем сцены. Истина же, как всегда, где-то рядом.

Провальный релиз в 1995 году перенасыщенной сексом драмы «Шоугелз», вопреки желаниям злопыхателей, не лишил Пола завоеванного имиджа. Режиссер считал картину абсолютно нормальной, тогда как критики не оставили от нее ни перышка. Разрядить обстановку помог реверанс в сторону фантастики. В 1997 году Верховен снял «Звездный десант», вольно пересказав содержание одноименного произведения Роберта Хайнлайна. Фильм щеголял феерической зрелищностью, едкими аллюзиями на современную действительность и обязательными вкраплениями обнаженки.

Звездный десант и весело полыхающее в космосе пламя.

Некоторые элементы солдатской униформы и военная символика были стилизованы под нацистские.

Характерной чертой фильмов Пола Верховена всегда была и будет их злободневность. Тонко чувствуя общественные нравы и настроения, режиссер не мог игнорировать их в своих картинах. Будь то антиутопия «Робокопа» или милитаристское будущее человечества в «Звездном десанте» — везде мы можем наблюдать местами горькие, местами курьезные отголоски жизни за окном собственного дома.

В 2000 году, едва запустив на экраны триллер «Невидимка», постаревший и окутанный ореолом всеобщего уважения Пол Верховен понял, что его Америка исчерпала себя. Наступивший 21 век принес с собой новые нравы и традиции, поставившие перед режиссером нелегкий выбор: остаться в США, чтобы до конца дней катиться на волне бесчисленных глянцевых блокбастеров, или вернуться на родину, туда, где все начиналось. Никогда не стремившийся к обогащению Пол выбрал второе. В 2006 году уже на земле Нидерландов он снял военную драму «Черная книга», повествующую о буднях голландского сопротивления в последние дни Второй мировой войны. Фильм завоевал три национальных награды и под аплодисменты публики вернул Верховена (или уже Верхувена?) в лоно европейского кинематографа.

Превращение человека в невидимку. Мы знаем все его трещинки, ребрышки, ямочки и так далее.

На гражданке

Среди актеров о режиссерской манере Верховена ходят самые дикие слухи. В свое время его обвиняли в деспотизме и стремлении выжимать из подопечных все соки перед зорким оком камеры. Сам режиссер к собственному зловещему имиджу относится с улыбкой. Взбалмошный и эксцентричный голландец никогда не требовал от актеров большей отдачи, чем та, на которую они действительно были способны и к которой их обязывал гонорар (в случае со знаменитостями — весьма и весьма солидный). Голландская актриса Кэрис Ван Хоутен, исполнившая главную роль в картине «Черная книга», уверена, что людей милее Верховена на свете нет.

Кто сказал, что Верховен мучает актеров? Да он их любит! Порой даже так, что страшно становится.

Его фильмы всегда чурались черного и белого цветов. В отличие от многих коллег, Верховен всегда понимал, что в мире не существует благородных героев и абсолютных злодеев. Душа каждого человека — радуга множества полутонов, у кого-то в ней преобладают светлые оттенки, у кого-то — темные, но всегда они сосуществуют в относительном равновесии. Герои Верховена не гнушаются совершать мерзкие поступки, а его злодеи всегда носят в себе частицу благородства.

Вечно молодой голландский ковбой.

«Черная книга» стала апофеозом творчества Пола Верховена. Неприкрытая натуралистичность вкупе с беспристрастным, иногда чрезмерно циничным взглядом на вещи граничат в ней с представлением многогранного человеческого характера. Здесь же — потаенный оптимизм глазами человека, с самого рождения наблюдавшего ужасы войны. Его судьба — путь свободного художника, рисующего то, что ему близко, и ведущего за собой миллионы поклонников. Если школа жизни способна рождать настоящие таланты, то Пол Верховен — один из них.

Трудно сдержать улыбку, когда ты так известен.

Источник

Adblock
detector